«Рубль укрепляется с начала года. Пора ли продавать доллары?» Комментарий Владимира Крейнделя для OpenEconomy

· 2 минуты на чтение

Наши граждане могут вовсе не интересоваться экономикой, но всегда ответят, почем доллар — традиция. И все видят, что на начало года он стоил 60,66 руб. (курс ЦБ на 31.12.2016–09.01.2017), а на пятницу, 17 февраля — уже 57,15 руб. И все спрашивают: ну что, пора? Продаем?

Как понять, что же происходит с рублем? Представьте себе бассейн — тот самый, из школьной задачки, в который ведет несколько труб, по которым вливается вода — это поступления от экспорта нефти, газа, металлов, приток и возврат капиталов. По другим трубам вода утекает — это оплата импортных товаров и услуг, вывод капитала, легальный и нелегальный. У бассейна резвятся дети — то вычерпывают воду ведерками, то заливают обратно — это частные клиенты. Есть и скучные дяди и тети с кнопками, включающие-выключающие насосы — это в основном банкиры. Лишь, один государственный насос работает по заранее объявленным правилам (см. расчеты Минфина, как применение бюджетного правила будет влиять на курс рубля, траты резервов и дефицит бюджета в условиях различных цен на нефть).

Примерно год назад к бассейну подвели трубу большого диаметра и начали быстро подавать горячую воду. Это так называемые «горячие деньги» с западных рынков: крупные игроки пытаются дешево занять сумму в одной валюте (ставки пока низкие почти во всех развитых странах), а затем вложить ее под большую реальную ставку (банковская ставка за минусом инфляции) в другой валюте.

В России реальная ставка — около 5%, это выше чем в других развивающихся странах, например в Китае или Мексике. Многие западные инвесторы верят в экономическое восстановление российской экономики, а некоторые — и в скорое снятие экономических санкций (я, к слову, не слишком верю ни в один из этих факторов).

Вы не видите, как действуют другие игроки, люди с кнопками от насосов. Пресса, аналитики, трейдеры — все занимаются гаданием на кофейной гуще в попытках угадать, какой баланс прямо сейчас, будет ли расти уровень воды в бассейне или нет. Стоит ли этим заниматься, если вам за это не платят? Стоит ли пытаться «поймать дно»? Мой ответ — нет. Как правило, взятый риск здесь не компенсируется, а вероятность заранее увидеть разворот трендов — невелика.

Но это не значит, что за «трубой с горячей водой» — потоком «горячих деньги» — не стоит присматривать. Такого рода источники могут пересыхать очень быстро: на финансовом сленге это прозвучит как «схлопнется кэрри-трейд». Проявится он как бегство инвесторов из российских активов, как только размещение средств в долларе станет привлекательнее рублевых вложений по совокупности рисков и доходности. И тогда впереди — новая волна обесценения рубля.

Один из возможных сценариев такого исхода — быстрое повышение ставок ФРС США при стабильности или умеренном снижении ставки со стороны ЦБ РФ. Другой — активные покупки валюты со стороны Минфина; в этой ситуации игроки валютного рынка могут сделать временную паузу в игре против рубля, а за паузой придет и сокращение притока капитала. Скорее всего, подобный разворот произойдет в течение года.

Таким образом, сейчас вполне нормальный момент, если вы планируете диверсифицировать свою «подушку безопасности» и добавить в нее помимо рублей валюту.

Для любых других действий, связанных с лихорадочной куплей-продажей валюты, момент неподходящий. Как и всегда.

Автор: Владимир Крейндель (исполнительный директор УК "ФинЭкс Плюс").

Источник: OpenEconomy

Перепост: Эхо Москвы