Александр, 27 лет: почему в кризис я выбрал стратегию усреднения

· 3 минуты на чтение
Александр, 27 лет: почему в кризис я выбрал стратегию усреднения

Александр Дмитриев из Москвы, диджей и организатор музыкального сопровождения для мероприятий, однажды понял, что работать в event-индустрии в зрелом возрасте не сможет — там нужны молодые — и начал создавать личный капитал на будущее. Он рассказал FinEx, почему сразу старался особо не рисковать и как на его подход повлияли два последних кризиса на фондовом рынке.

От долгов по коммуналке к первой «финансовой подушке» 

Первые личные деньги появились у меня уже в начальных классах. Родители сначала платили за хорошие оценки, а потом начали выдавать небольшое «пособие» на месяц вперед, правда, его хватало максимум на неделю. Так продолжалось и после школы. Я работал в найме с копеечной зарплатой 120 рублей в час, параллельно пробовал запускать разные бизнесы, но в итоге к 2017 году оказался в тупике: долги друзьям, просроченные платежи по коммуналке, аренде за квартиру и налогам на ИП.

Тогда мне случайно попалась книга «Самый богатый человек в Вавилоне». С ней пришло понимание, что надо создавать финансовый резерв и откладывать деньги. А еще — искать способы увеличить доход. Я знал, что в отрасли командообразующих игр, которыми я тогда занимался, есть большой запрос на музыкальное оформление мероприятий. Так что я взял кредит под 23% годовых и купил комплект акустических систем. Доходы выросли в пять раз, я закрыл все долги, а 100 тысяч рублей положил на депозит: в нашей индустрии есть сезонность, и я понимал, что на период снижения спроса мне нужна «финансовая подушка». 

Сразу после этого я вышел на фондовый рынок. Подход поначалу был максимально консервативным. Я начал с облигаций: выбрал три бумаги со средней доходностью — Сбербанк, «Обувь России», группа компаний ПИК — и регулярно покупал их на 10% от доходов. Потом постепенно начал продавать облигации и переводить часть капитала в биржевые фонды. Повезло: я избавился от ценных бумаг «Обуви России» до того, как компания объявила дефолт. 

Кризис 2020 года: без резких движений

К началу пандемии 30% моего портфеля находилось в облигациях, 60% — в фондах акций, около 10% — в FXGD. Когда начались коронавирусные ограничения, а все мероприятия отменились, я остался без работы. Возможности инвестировать не было. В приложение брокера я даже не заглядывал — не хотел расстраиваться. 

Но это был и полезный опыт: хотя все мои активы, даже защитный фонд на золото, «просели», я знал, что когда-нибудь экономика восстановится, и решил просто наблюдать за ситуацией, не делать резких движений. В тот период я и начал вырабатывать тактику, как вести себя на рынке в сложные периоды. Например, решил полностью отказаться от товарных позиций из-за их волатильности. Еще договорился с собой, что не буду считать доходность инструментов, которые не приносят дивидендов: выросли вместе с индексом рынка — хорошо, нет — наращиваю позиции дальше и усредняюсь.

Как только мероприятия разрешили и у меня появились первые заказы, я снова начал инвестировать: 10%, потом 20% от дохода. Главный принцип состоял в том, что инвестиции не должны отнимать у меня время: зашел раз в неделю, что-то докупил — и забыл до следующего раза.

Кризис 2022 года: время для нового портфеля

Весь прошлый год я пытался нарастить долговую часть: выровнять в портфеле объем акций и облигаций. В начале февраля 40% моего капитала хранилось в облигациях, 50% — в фондах акций (по 10% FXREFXDEFXRLFXCN и FXUS), 10% — на депозите в Сбербанке. 

Сейчас все бумаги просели, однако это ничего не изменило — финансовые планы у меня всегда были долгосрочными. Я прекрасно понимаю, что после 45 лет работать в моей профессии будет тяжело — просто в силу отношения людей к диджею в возрасте. Поэтому стараюсь создать капитал, который будет генерировать часть дохода, а я смогу заниматься чем-то еще. 

Я начал поэтапно формировать портфель с новой структурой: облигации, акции и ПИФы недвижимости в равных долях, по 33%. Уже собрал часть с облигациями: это шесть разных выпусков ОФЗ и три выпуска муниципальных облигаций. Сейчас собираю часть портфеля с акциями — МОЭСК, МТС, «Ростелеком» (привилегированные), «Магнит», «Ленэнерго». Выбираю «защитные» ценные бумаги, у которых длинная и непрерывная дивидендная история. Потом буду на такую же сумму покупать ПИФы недвижимости. 

Кризисы научили меня, что не надо ждать, когда что-то вырастет или, наоборот, упадет в цене. Я придерживаюсь стратегии усреднения, постоянно докупаю бумаги и верю в их общий рост на долгосроке.

Уроки кризисов

  • Не стоит пытаться сразу заработать 1000% дохода: со временем капитал и так будет создан сложным процентом. Регулярные пополнения инвестсчета избавляют от переживаний, как поймать дно на графике, а постоянные покупки рано или поздно дадут среднюю цену по всем бумагам, несмотря на колебания стоимости. 
  • Чтобы снизить риски и не бояться кризисов, нужно ставить долгосрочные цели. Чем короче диапазон инвестиций, тем выше шанс не добиться того, чего вы хотите. 
  • Во время рыночных спадов лучше не делать резких движений: эмоции и стресс — плохие советчики. 
  • Нужно хорошо знать, как работает каждый инструмент, и не лезть туда, где что-то непонятно: в криптовалюты, финансовые пирамиды, другие рисковые истории. 

Информация в тексте не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Инвестиции связаны с риском. Решение об использовании ценных бумаг и любых других финансовых инструментов пользователь принимает самостоятельно. Мнение героев может не совпадать с мнением редакции FinEx. 

Что еще почитать