«Черные лебеди»: надо ли их бояться инвестору?

· 4 минуты на чтение
«Черные лебеди»: надо ли их бояться инвестору?

Выражение «черный лебедь» упоминают чрезвычайно часто по случаю и без. Так окрестили и пандемию COVID-19: она стала неожиданностью для всего мира и привела к серьезным последствиям, в том числе в экономике. Но пандемия все еще здесь, ВОЗ официально объявила о ее третьей — для некоторых стран наиболее тяжелой — волне, а рынки осваивают новые максимумы. Инвесторы уже не боятся «черных лебедей»?

Дело в том, что похожие по влиянию на экономику события за последние 100 лет происходили не раз, и инвесторы с опытом уже знают, как нужно инвестировать, чтобы выйти из них без ощутимых потерь или даже заработать. 

Разберемся, как влияют «черные лебеди» на финансовые рынки и рассмотрим удачные варианты вложений для российского инвестора, который хотел бы оставаться в плюсе даже в периоды глобальной нестабильности.

Что это за птица такая

Термин «черный лебедь» экономист Нассим Талеб предложил для описания труднопрогнозируемых, неожиданных событий, имеющих значительные последствия. И формально нынешняя пандемия в это определение не укладывается. Талеб настаивает, что событие это было вполне предсказуемым и сам он указывал на опасность всемирной эпидемии, когда вирус еще не вышел из Китая. 

Однако людям свойственно упрощать сложные концепции, поэтому к «черным лебедям» часто относят любые масштабные, редкие и неожиданные события, даже если кто-то предсказывал их.

При этом, если саму пандемию называют черным лебедем даже вопреки мнению автора концепции, то падение фондового рынка, к которому она привела в 2020 году, уже точно не «черный лебедь» ни по каким критериям. Вирус замедлил экономическое развитие, повлиял практически на все страны и отрасли. Реакция рынков была вполне предсказуемой.

Бояться не нужно, нужно знать

Лучший способ понять, как влияют «лебеди» на рынки, — посмотреть графики индексов за длительный срок. Здесь представлено движение S&P в послевоенный период. Видны и «черный понедельник» 1987 года, и атака террористов на США в 2001 году, и арабо-израильские войны, и иранская революция 1980 года, и кризис с заложниками в Иране в 1989 году, и падение доткомов, и мировой финансовый кризис 2008-го, и удар, нанесенный по экономике нынешней пандемией, и многое другое. Что-то из перечисленного относится к «черным лебедям» в соответствии с каноном Талеба, что-то нет, но главное — видно, что после каждого падения рынок восстанавливается, а потом обновляет максимумы и идет вверх. 

Рис. 1. Исторический график индекса S&P 500 за 90 лет (с периодами рецессий)

Исторический график индекса S&P 500 за 90 лет (с периодами рецессий)


Источник: https://www.macrotrends.net/2324/sp-500-historical-chart-data (Historical Chart)

Оригинальный график на сайте S&P Global

При этом продолжительность «минусовых» периодов в большинстве случаев — не больше года. С начала 1940-х случилось лишь три затяжных падения рынков, при которых для восстановления прежних уровней индекса потребовалось более года, это кризисы, начавшиеся в 1973, 1981 и 2007 годах. Первый был вызван нефтяным эмбарго, введенным ОПЕК в качестве реакции на очередной арабо-израильский конфликт, второй стал следствием слишком жесткой антиинфляционной политики монетарных властей США, а третий — это кризис “плохих долгов” в американской экономике, который хорошо помнят до сих пор. Но и в этих случаях рынки начали устойчиво расти не позже чем через 14 месяцев после начала кризиса.

Рис. 2. Исторический график индекса S&P 500 (сравнение динамики индекса в каждую из рецессий, начиная с 1945 года)

Исторический график индекса S&P 500 (сравнение динамики индекса в каждую из рецессий, начиная с 1945 года)


Источник: https://www.macrotrends.net/2324/sp-500-historical-chart-data (By Recession)

Оригинальный график на сайте S&P Global

Лекарство от страха

Главные выводы из исторической статистики фондовых рынков:

  • «черные лебеди» по своему влиянию на рынки принципиально не отличаются от других кризисных явлений;
  • сроки восстановления тесно связаны с длительностью рецессии, но редко превышают один год;
  • тренд индексов широкого рынка в долгосрочном периоде всегда восходящий.

В последнем выводе ключевое слово — «индексы». Делая выбор в пользу отдельных бумаг, инвестор очень часто может ошибаться. Взять хотя бы нынешний кризис. Рынки быстро преодолели падение, а некоторые сектора, такие как IT, особенно бумаги компаний, связанных с облачными технологиями, переживают бум. Но из этого общего тренда есть исключения. К примеру, компания Dropbox — один из символов облачных технологий и удаленной работы — не только не выросла в разы, как некоторые конкуренты, но и продолжает торговаться на уровне ниже цены IPO, прошедшего в начале 2018 года. Защитить себя от подобных неудач можно, если инвестировать именно в широкие рынки, а не в отдельные бумаги.

Вкладываясь в ETF, инвесторы могут не только сохранить свои инвестиции от «черных лебедей» и прочих экономических проблем, но и заработать. Падение рынка многие воспринимают как возможность — время «распродажи». Если посмотреть на фонды FinEx, то можно увидеть, как они просели зимой и весной 2020 года, а вскоре неизбежно и быстро пошли вверх.

Годовая доходность с марта 2020 года FXIT.png
Годовая доходность с марта 2020 года FXCN.png
Годовая доходность с марта 2020 года FXDE.png
Годовая доходность с марта 2020 года FXWO.png
Годовая доходность с марта 2020 года FXRL.png
Годовая доходность с марта 2020 года FXIT.png
Годовая доходность с марта 2020 года FXCN.png
Годовая доходность с марта 2020 года FXDE.png
Годовая доходность с марта 2020 года FXWO.png
Годовая доходность с марта 2020 года FXRL.png
Годовая доходность с марта 2020 года FXIT.png