Денис, 28 лет: нужно развивать мышление собственника

· 5 минуты на чтение
Денис, 28 лет: нужно развивать мышление собственника

Юристу из Башкортостана Денису Валикарамову было 25 лет, когда он решил достичь полной финансовой независимости к 35 годам с помощью пассивного дохода. Он рассказал нам, как к этому пришел, чего удалось добиться на сегодняшний день с помощью таблички в Excel и книг и как устроена его инвестиционная стратегия.

Идеал пенсионерской жизни

Я из Бирска, маленького города в Башкортостане. В детстве мы жили скромно, но не сказать, что осознанно и экономно. Учился я в Уфе на юриста, потом работал по специальности и преподавал в университете. Тогда я чувствовал себя вполне комфортно с точки зрения доходов. Я думал, что до старости буду работать юристом, а там — свое хозяйство, дом в деревне — идеал пенсионерской жизни. 

В 2019-м я переехал в Москву, и все изменилось: новый контекст, новые люди. Собеседования в столичные юридические компании дали понять, что у меня нет капитала — финансовой подушки для самых турбулентных периодов жизни, которая бы позволила не спеша выбирать между работодателями. 

Тогда мне стали попадаться упоминания о движении FIRE, его участники стараются достичь финансовой независимости и рано выйти на пенсию, получая пассивный доход. Везде мелькала цифра 35, а мне самому тогда было 25 лет — десять лет показались отличным горизонтом, чтобы активно поработать и достичь финансовой независимости.

Люди, мозг и тело

Когда я летал в командировки за счет компании, мне оплачивали еду и проживание, поэтому получалось неплохо экономить. Я стал откладывать хотя бы 40% от доходов каждый месяц, иногда получалось даже 80—90%. Оставалось только договориться с самим собой, чтобы не тратить сэкономленные деньги.

Следить за расходами стал в простой таблице Excel. Мобильные приложения мне не понравились, потому что важна кастомизация. Помимо стандартных категорий «еда» или «транспорт» у меня есть «тело», «мозг» и «люди». Это спорт, самообразование, социальный капитал — то, что действительно для меня важно. Например, если я встречаюсь в кафе с потенциальным клиентом, траты попадут в категорию «люди».

таблица Excel.jpg


Пересмотреть свою философию трат мне очень помог фильм «Время». Картина рассказывала о мире, в котором основной валютой стали часы, минуты и секунды. Классная метафора. Когда мы видим в магазине новые кроссовки Nike, надо смотреть не на цену 15 тысяч рублей, а на то, что их покупка стоит двух-трех дней работы. Если мы говорим про регионы, то это полмесяца работы юристом. Через эту призму я и стараюсь принимать все свои потребительские решения.

Еще я стал продавать старые вещи на «Авито». Это можно превратить в активный источник дохода, если оставлять только те вещи, которые приносят удовольствие. Прийти к этому мне помогли книги «Эссенциализм» Грега МакКеона и «Магическая уборка» Мари Кондо. Благодаря этому у меня появились накопления еще до того, как я начал инвестировать. 

Эффект Даннинга-Крюгера

Инвестировать я начал весной 2020 года, когда рынки упали из-за коронакризиса: купил акции авиакомпаний, ожидая их роста после снятий ковидных ограничений. Поначалу мне казалось, что это игра в угадывание бумаг, которые завтра вырастут в цене. Когда увидел доходность 100%, почувствовал себя новым Уорреном Баффетом — это была лучшая иллюстрация эффекта Даннинга-Крюгера: ты новичок, и первая удачная сделка отправляет твою самооценку в космос. Но потом цены снова упали —  так я понял, что ставки «взлетит — не взлетит» на рынке не работают. 

Мне повезло, что первые шаги я стал делать, вкладывая лишь 5—10% своего капитала. Благодаря этому я не терял большие суммы. Один мой знакомый вложил 2 млн рублей в Virgin Galactic. Компания специализируется на разработке транспорта для коммерческих и туристических полетов в космос. Ее акции сейчас торгуются ниже уровня IPO, а тот знакомый все еще держит бумаги и надеется на успешный бизнес-кейс. Я тоже покупал акции Virgin, но на значительно меньшую сумму. 

Надеяться на 100% годовых — инфантильно, хотя я сам с этого начинал. В списки Forbes входят не спекулянты, а основатели бизнеса. Поэтому я решил не бесконечно торговать, а владеть компаниями и получать часть заработанной ими прибыли. К дивидендной стратегии я пришел в ноябре 2020-го, через полгода после первых шагов на фондовом рынке.

Земля, труд и золото

Как писал автор «Лучших мировых инвестиционных стратегий» Мэб Фабер, диверсифицировать портфель можно по классам активов, по стратегиям инвестирования и по секторам уже внутри акций. Даже в одном религиозном тексте говорилось, что любой доход стоит инвестировать по трем направлениям: в землю, труд и золото.

Сейчас у меня два портфеля с разными стратегиями. Первый — дивидендный, он пока приносит около 20 тысяч рублей пассивного дохода. 

Портфель 1


Второй — индексная стратегия. Такой подход оправдал себя. Сейчас дивидендный стал моей страховкой от инфраструктурных рисков, а в другой ситуации может выручить индексный.

У меня в портфеле есть и акции, и облигации. С точки зрения сегментирования я смотрю на средний вес сектора в экономике. Например, нефтегазовый рынок в России занимает около 40% — столько он будет занимать и у меня. Таким образом я немного повторяю индексную стратегию — беру компании из индекса Мосбиржи. 

Портфель 2


Не торгуйте, а владейте 

Для тех, кто только делает первые шаги в инвестициях, я мог бы дать несколько советов. 

  1. Развивайте мышление собственника. Не торгуйте, а владейте. Не стоит пытаться угадать лучший момент для входа и выхода — разделите с компанией ее судьбу. Если она зарабатывает, вы получите часть этой прибыли.
  2. Инвестора делает успешным в первую очередь время, проведенное на фондовом рынке. В 2022 году у меня все упало на 50%, но я ждал восстановления вместо панической распродажи. Я покупал все, что только мог, и просевший портфель уже вышел в плюс.
  3. Нужно уметь брать на себя ответственность за принятие решений. Во время турбулентности пользователи ругают брокеров и владельцев бизнесов — все это, на мой взгляд, признак финансовой незрелости. Люди снимают с себя ответственность за собственные решения. Без риска не бывает доходности. Если не хочется рисковать, остается разве что открыть вклад в банке.
  4. Также советую изучать историю. Я читал, как вел себя фондовый рынок после дефолта 1998-го, в кризис 2008-го. Российская экономика выкарабкалась, и рынок вернулся к росту. Так же было после 2014-го. Кроме того, я смотрел как частные инвесторы переживали Великую депрессию, последствия Второй мировой. Вся статистика есть в открытом доступе. Из того, что я успел узнать для себя, не было ни одного двадцатилетнего периода на глобальном фондовом рынке, чтобы за кризисом не последовало восстановление. Поскольку у меня очень долгосрочный горизонт, после 35 лет я не планирую выводить все заработанные средства и тут же их тратить. Я продолжу инвестировать, но получу бесценную возможность работать тогда, когда мне хочется, и только над теми проектами, которые мне нравятся. 

Информация в тексте не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Инвестиции связаны с риском. Решение об использовании ценных бумаг и любых других финансовых инструментов пользователь принимает самостоятельно. Мнение героев может не совпадать с мнением редакции FinEx.  

Что еще почитать: