Денис, 31 год: кризис стимулирует меня усерднее работать

· 5 минуты на чтение
Денис, 31 год: кризис стимулирует меня усерднее работать

Предприниматель Денис Турушев зашел на рынок прямо перед пандемией, первые две недели очень переживал о просадке портфеля на 40%, но в итоге начал докупать бумаги по низким ценам и за пару лет вышел на среднюю доходность 20—25% годовых. Решил, что так будет всегда, пока не случился очередной кризис. В результате наш герой оставил свой российский портфель в покое и стал формировать новый у иностранного брокера.

Жили от зарплаты до зарплаты, но мне хотелось большего

У меня есть три правила обращения с деньгами: вести учет доходов и расходов, вкладывать в себя и свое развитие, зарабатывать больше, чем тратить. 

Эти принципы я вывел к 25 годам. Тогда я только открыл свой бизнес и взял первую ипотеку — вопреки тому, что ждали от меня родители. Они всегда говорили: «Пойдешь работать на завод, дадут жилье, будут кормить в столовой — сиди себе спокойненько». Сначала я так и делал: выучился на сварщика, устроился на завод, получил 10-метровую комнату в общежитии — заходишь, а она уже заканчивается. Жили с женой от зарплаты до зарплаты, но мне хотелось большего. 

Я нашел подработку: занялся ремонтом компьютеров и оргтехники. Помню первый выезд: за настройку роутера, на которую я потратил час, мне заплатили 500 рублей — на заводе столько выходило за полдня работы. Я стал брать больше заказов и откладывать деньги, пошел учиться по IT-специальности, устроился сисадмином, занялся сайтами и рекламой. В итоге мы накопили на первый взнос, купили квартиру в кредит, а в 2015 году я создал собственное рекламное агентство. 

Вместо того чтобы зарабатывать деньги, я полдня следил, растут акции или падают

Ипотеку я закрыл за два года, а потом начал думать, как использовать свободные деньги. Беспроигрышным вариантом казалось купить квартиру под сдачу. Воодушевленный этой мыслью, в 2017 году я взял в ипотеку однушку в спальном районе за 1,2 млн рублей и только потом решил подсчитать возможную прибыль. С учетом 500 тысяч рублей, в которые оценили ремонт, и других затрат получалось, что квартира будет приносить 3—4% годовых и окупится через 25 лет — и только если будет сдаваться без перерыва. 

В итоге я решил, что пассивный доход с однушек — это не мое, продал квартиру, а сам стал изучать фондовый рынок. В августе 2019 года я инвестировал первые 50 тысяч рублей в российские акции: «Газпрома», «Яндекса», «Сбербанка» и другие «голубые фишки». Уже на следующий день бумаги начали падать. Так продолжалось около месяца, и я решил все продать — боялся, что если акции обрушатся еще больше, не смогу вывести деньги и потеряю их навсегда. В итоге я зафиксировал убыток 5%, зато понял, что ничего страшного не случилось: инвестиции вернулись, а если бы я подержал акции дольше, они могли отрасти.

После этого я захотел попробовать себя в трейдинге — покупал американские акции и сразу продавал. В первый месяц мне удалось заработать 5% на акциях Intel, на эту прибыль я купил еще акций и потом ушел в минус. Вскоре я понял, что трейдер из меня не получится. И дело даже не в убытках. Этот процесс отнимал время, которое я мог потратить на бизнес: вместо того чтобы искать новых клиентов и зарабатывать деньги, я полдня переживал, растут акции или падают, постоянно следил за котировками в приложении.

В результате я решил покупать те же дивидендные американские акции, но уже с долгосрочной перспективой. А вскоре случился мой первый кризис.

Верил, что бычий тренд никогда не закончится

В марте 2020 года рынок сотрясали новости о коронавирусе. Честно скажу: первые две недели было страшно. Портфель просел на 40%, я заходил в приложение, а там все красное, везде минус — я опасался, что все деньги, которые я инвестировал, просто исчезнут. Даже думал о том, чтобы выйти в кеш, но не понимал, что с ним делать дальше: вкладываться в недвижимость или открывать вклад под 5% годовых я не видел смысла. Поэтому спрашивал себя: «Могу ли я как-то повлиять на ситуацию, сделать что-то, чтобы заработать?» Ответ был отрицательным. «Нужны ли мне деньги прямо сейчас?» Тоже нет, потому что правило «зарабатывай больше, чем тратишь» оставалось в силе. В итоге я постарался переключить внимание с брокерского приложения и просевших акций на реальную жизнь — работу, семью, увлечения. И это помогло.

Через пару месяцев я постепенно начал докупать бумаги по старой схеме: каждую неделю инвестировал от 5 до 20 тысяч рублей, покупал столько акций, на сколько хватало этих денег. Вскоре портфель начал зеленеть. В 2020—2021 годах моя средняя доходность держалась на уровне 20—25% годовых. У меня появилось убеждение, что так будет всегда, и я смогу получать 20% доходности 10 лет подряд. Это и стало моей целью. Я планировал нарастить капитал, чтобы не работать до 60 лет, как мои родители, а выйти на пенсию раньше, заниматься творчеством или проектами, которые мне нравятся, и жить на дивиденды.

Это сегодня я понимаю, что просто попал в бычий тренд. Но на тот момент с воодушевлением продолжал еженедельно вкладываться в акции. Хотя в октябре 2021 года я решил, что устал за ними пристально следить, и продал американские бумаги. Часть денег я вложил в новую ипотеку, остальные инвестировал в более «спокойные» активы: 80% — в ETF, 20% — в фонды недвижимости REIT. Но уже в декабре добавил в портфель и российские дивидендные акции — был уверен, что крупные компании никуда не денутся, тем более что доходность по их бумагам доходила до 12—13%. 

В итоге к началу 2022 года 60% моего портфеля лежало в ETF на ИИС, в равных долях в фондах FXUS, FXIT и FXRE. Еще по 20% приходилось на российские акции и фонды недвижимости.

Сейчас моя единственная цель — уберечь деньги от инфляции

В начале 2022 года, когда российские акции сразу обвалились на 40—50%, я решил, что это хороший шанс и вложился в «Сбер», «Газпром», «Лукойл», другие компании нефтегазового сектора. Покупал бумаги в течение двух месяцев и надеялся, что все закончится, как два года назад, и котировки отрастут. Рубль тоже стремительно обесценивался, поэтому я решил урвать еще и доллары: купил их сначала по 92 рубля, потом усреднял по 56. В общем, совершал много несогласованных действий и не понимал, что будет дальше. С апреля я полностью перестал инвестировать и переключился на спасение бизнеса и развитие своих проектов. Как и в 2020 году, сместил фокус внимания с биржи на работу и не открывал приложение брокера, потому что в целом там ничего не менялось.

В октябре я понял, что даже в текущих условиях могу хорошо зарабатывать, выплачивать зарплату сотрудникам — жизнь продолжается. Тем не менее часть моих иностранных активов оказалась заблокирована, а российские акции грозили упасть еще ниже, если с российского рынка выпустят нерезидентов. Поэтому я решил открыть счет в Interactive Brokers и собрать второй портфель. От еженедельных пополнений пришлось отказаться: чтобы минимизировать комиссию, я за раз отправляю на счет больше 200 тысяч рублей в юанях. Конечно, остается риск, что в любой момент российских инвесторов попросят на выход с иностранных бирж. Но я действую по ситуации, и пока она складывается благоприятно. Половина средств сейчас лежит в кеше, половина — в акциях американских компаний. 40 эмитентов в портфеле дают около 8% дивидендной доходности. 

Российский портфель показывает −25%, но самое плохое — отсутствие дивидендов от большинства компаний, ради которых я и покупал российские бумаги. Тем не менее это не сильно меня пугает: верю, что дивиденды еще будут, а пока меня вполне устроит доходность 9% годовых. Поэтому я просто оставил российский счет в покое и сосредоточился на зарабатывании денег вне рынка.

Все мои иллюзии по поводу 20% годовых, конечно, испарились. Сейчас моя единственная цель — уберечь деньги от обесценивания, и если доходность портфеля хотя бы на 1% превысит инфляцию, это будет отличный результат. 

Я не жалею ни о чем, что со мной произошло, это был отличный опыт. Ведь главная задача начинающего инвестора — развиваться и стремиться к тому, чтобы разница между доходами и расходами постоянно увеличивалась. Кризис как раз хороший стимул работать еще усерднее, чтобы больше зарабатывать.

Информация в тексте не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Инвестиции связаны с риском. Решение об использовании ценных бумаг и любых других финансовых инструментов пользователь принимает самостоятельно. Мнение героев может не совпадать с мнением редакции FinEx.

Что еще почитать: