Экономика будущего: почему нельзя не инвестировать

· 3 минуты на чтение
Экономика будущего: почему нельзя не инвестировать
 Я не читал книг Пикетти и не делал вид, что прочитал.
Жизнь слишком коротка [чтобы прочитать книгу на 1000 страниц].

Джон Кохрейн, американский экономист

 Его книги — волшебная медитация о неравенстве.

Пол Кругман, американский экономист

В своей книге «Капитал в XXI веке» французский экономист Тома Пикетти доказывает, что в наше время темп роста личных капиталов превзойдет рост национальных экономик. Простыми словами, всем, кто до конца века планирует разбогатеть, стоит обратить внимание на инвестиционные инструменты. Они будут работать эффективнее, чем рост зарплат и другие традиционные социальные лифты. Пересказываем основные тезисы из книги.

Неравенство — фундаментальное свойство капитализма

Разрыв между богатыми и бедными существовал всегда, утверждает Пикетти. Революции и перевороты XVIII века, возможно, дали миру свободу и даже немного братства, но точно не равенство: большая часть материальных ценностей была и остается сконцентрирована в руках богатейшего меньшинства.

В XX веке в мировой экономике сложилась беспрецедентная ситуация: разруха после двух войн стимулировала быстрый экономический рост. Введение прогрессивного налогообложения в США и Европе замедлило рост личных капиталов — и национальные экономики развитых стран впервые стали расти быстрее.

Это был уникальный период в истории человечества, он породил уверенность в необратимости социального прогресса, в том, что неравенство, основанное на наследуемом богатстве, ушло в прошлое. Казалось, капитализм себя изжил.

Но время расставило все по местам. Новый виток роста имущественного неравенства можно наблюдать уже с 1970—1980-х годов, утверждает Пикетти. Сегодня в США 10% населения, получающие доход от капитала, владеют 76% национального богатства, в то время как беднейшей половине принадлежит лишь 1%. Похожая ситуация и в других странах.

 Владимир Крейндель, исполнительный директор FinEx ETF: Пикетти, на мой взгляд, большей частью игнорирует готовность и умение капитализма вознаграждать человеческий капитал. Именно уникальные навыки, редкие способности, умения создавать востребованные ценности — вот что приносит высокие заработки, например, программистам, другим работникам ИТ-сферы. Образование — ключ к пониманию нового расслоения, именно оно объясняет большую часть расслоения в США и других странах. Путь к богатству лежит через овладение новыми навыками, образование, саморазвитие и умение полученные доходы превратить в капитал. В принципе, в книге можно найти признание этого факта, но Пикетти делает упор на то, что занимает его больше всего. Читателю стоит быть осторожным: книги французского экономиста имеют серьезный «идеологический заряд».

Новая нормальность — хорошо забытая старая

Так называемая новая нормальность — сочетание низких темпов роста с высокой безработицей — вернула рост расслоения. Старые механизмы сглаживания неравенства — социальные пособия и налогообложение сверхдоходов — больше не работают, они лишь тормозят и без того низкий рост и предпринимательскую инициативу. США и Великобритания снизили прогрессивный подоходный налог. А развитие налоговой конкуренции между государствами заставляет многие страны и вовсе освобождать доходы на капитал от прогрессивного налогообложения.

Итак, богатые богатеют, а бедные беднеют. С учетом прогнозируемого замедления роста населения и снижения темпов инноваций, ожидается, что рост экономики в развитых странах не превысит 1—1,2% к середине ХХI века. И это еще благоприятный прогноз, основанный на возможном использовании альтернативных источников энергии вместо углеводородов, запасы которых будут исчерпаны в ближайшие 40—50 лет. А вот уровень доходности капитала приблизится, согласно расчетам, к 4%, и влияние инфляции на этот показатель будет незначительным. А значит, нас ждет еще один виток роста неравенства в мировом масштабе.

Ученый указывает на новую тенденцию: большие состояния не просто растут, но растут быстрее, чем небольшие. При среднем приросте капитала в 4% очень крупные состояния увеличиваются на 6-7% в год, тогда как более мелкий капитал растет со скоростью всего 2-3% в год.

Средний класс под ударом

Описанные процессы неминуемо ударят по среднему классу, само его формирование в нынешнем понимании стало возможным благодаря социальной динамике середины ХХ века. Средний класс в России, начавший складываться в нулевых, когда экономика проходила период роста, так и не достиг уровня доходов и политического влияния классического middle class, известного по современным учебникам политэкономии. По данным статистики, его доходы неуклонно падают с 2008 года — стратегии обогащения, работающие на волне всеобщего экономического роста, не подействуют в эпохи стагнации и замедления. Рассчитывать на государство в такой ситуации тоже не стоит: оно будет помогать самым бедным, чтобы избежать социальных катаклизмов. Среднему классу придется искать новые экономические стратегии.

Пора формировать наследуемый капитал

Возможности отдельного индивида подняться на вершину имущественной иерархии будут все в большей степени определяться унаследованным семейным состоянием, нежели его собственными достоинствами, утверждает Пикетти. Для решения этой проблемы ученый предлагает глобальный прогрессивный налог на богатство, хотя не отрицает, что при нынешнем недостаточном уровне международного сотрудничества это утопия.

Мы же сделаем собственный вывод из сказанного: надо начинать инвестировать сегодня, чтобы следующим поколениям было что наследовать. Заставьте капитал работать на вас. Используйте свой человеческий капитал, чтобы получать большую зарплату, и инвестируйте! Это наверняка оправдается, особенно если, как пишет Пикетти, рост капитала обгонит рост экономики.