Документы на получение одобрения на операции через инфраструктуру НРД были направлены в Минфин Бельгии 2 декабря 2022 года. В подготовке и согласовании ходатайства участвовали как юридические консультанты, так и ключевые участники экосистемы фондов, включая кастодиана фондов — Citi. Такая длительная подготовительная работа была необходима для того, чтобы в случае принятия европейским регулятором положительного решения избежать задержек в реализации прав, определенных разрешением.
Важно помнить, что «стандартная» лицензия на разблокировку активов несанкционных инвесторов, запрашиваемая инвесторами, брокерами, российскими управляющими и даже самим НРД, попавшим под санкции ЕС, относится к ценным бумагам, которые были во владении либо стояли на учете на момент блокировки операций в НРД. Причем, насколько нам известно на текущий момент, ни одна из заявок не была одобрена. Предполагаем, что национальные регуляторы, включая Минфин Бельгии, в настоящее время формируют единую позицию по этому вопросу.
Такой тип лицензии имеет смысл для участников рынка, но не для эмитента акций фондов, так как ETF-провайдер не обладает информацией о конечных держателях акций фондов, приобретенных на вторичном рынке.
Таким образом, ходатайство FCM значительно отличается от заявок других участников рынка, не относится к ценным бумагам, которыми авторизованный участник владел на момент блокировки операций в НРД и включения НРД в санкционный список ЕС. Цель получения разрешения — предоставить ликвидность всем несанкционным инвесторам, независимо от места хранения акций FinEx ETF.
Группа рассчитывает на то, что несмотря на новый этап эскалации и усиление санкционного давления на РФ, разрешение будет получено. Ответ ожидается не ранее чем через 60 дней.
Подробности механики возможного применения разрешения в случае положительного решения Минфина Бельгии мы описали в более ранней публикации. Отметим, что эффективность работы разрешения будет зависеть в том числе и от позиции Банка России, так как реализация прав российских инвесторов требует использования инфраструктуры недружественных стран.