Физическая репликация золота — высший стандарт качества

· 4 минуты на чтение
Физическая репликация золота — высший стандарт качества

28 января 2021 года (обновлено) фонд FinEx Gold (FXGD) переходит на физическую репликацию золота. Рассказываем, какие есть нюансы в организации хранения золотых слитков и почему это надежно.

FinEx Gold (FXGD) начнет покупать мерные золотые слитки. Целевая стратегия фонда — точное следование за ценой драгоценного металла — остается неизменной, и меняется только способ репликации. В состав активов фонда смогут попасть только золотые слитки, соответствующие стандарту London Bullion Market Association (LBMA) — крупнейшей торговой ассоциации, представляющей OTC-рынок драгоценных металлов, о которой мы подробнее расскажем в Разделе 1 («Что стоит за аббревиатурой LBMA и почему инвесторы и производители доверяют их стандартам?»).

Слитки, принадлежащие фонду, будут находиться в специализированном золотом хранилище в Лондоне, принадлежащем ICBC Standard Bank. Банк владеет одним из крупнейших золотохранилищ в мире, вмещающим в себя 2 тысячи тонн металла стоимостью порядка 140 млрд долларов. Хранилище функционирует с 2012 года и первоначально принадлежало английскому Barclays. Подробнее о процедуре хранения, подписки и погашения вы можете узнать в Разделе 2 («Процедура хранения»).

Проверку и надзор за сохранностью слитков и их надлежащим использованием проводит одобренный LBMA аудитор. Если вам интересны подробности этой процедуры, то подробности есть в Разделе 3— «Защита вашего золота».

I.  Что такое LBMA и почему инвесторы и производители доверяют их стандартам?

Несмотря на то что торговля на рынке драгоценных металлов является внебиржевой, большинство сделок совершаются и рассчитываются в Лондоне. Эта инфраструктура привычна для всех участников и не вызывает вопросов. Для расчетов в долларах используются американские банки, а для расчетов и поставок физического золота инвесторы со всего мира предпочитают loco London[1]. Это стандарт.

London Bullion Market Association (LBMA) является крупнейшей торговой ассоциацией, представляющей OTC-рынок (внебиржевой рынок) драгоценных металлов. LBMA координирует всю активность, связанную с торговлей драгоценными металлами, и, по сути, является связующим звеном между трейдерами и регуляторами. LBMA (а) формирует и поддерживает London Good Delivery Lists — список аккредитованных и одобренных аффинажных заводов драгоценных металлов, (б) координирует клиринг и хранение драгоценных слитков, (в) продвигает здоровые практики торговли и (г) разрабатывает документацию стандартов. При этом аккредитацией хранилищ для драгоценных металлов занимается не LBMA, а London Precious Metal Clearing Limited (LPMCL).

LBMA также устанавливает стандарты золотых слитков, которые обязаны соблюдать участники при торговле на лондонском рынке драгоценных металлов.

Список одобренных аффинажных заводов и стандарты золотых слитков (The Good Delivery Rules for Gold and Silver Bars) публикуются на сайте LBMA. Согласно правилам LBMA, содержание золота в золотом слитке должно быть не менее 99,5%, а вес — находиться в диапазоне от 350 до 430 тройских унций (примерно 10—12 кг).

II. Процедуры хранения

Хранение слитков происходит в специализированных и аккредитованных LPMCL хранилищах, среди которых хранилище ICBC Standard Bank одно из крупнейших. Это «дочка» крупнейшего банка в мире ICBC: он почти в два раза больше JPMorgan и в три раза Citi, ICBC Standard Bank — клиринговый член LBMA (ассоциации участников рынка золота). Хранилище является закрытым, а его местоположение не раскрывается. В силу высокой защищенности хранилища даже World Gold Council и iShares доверяют ICBC хранение своих золотых слитков.

Два способа владения физическим золотом: аллоцированные и неаллоцированные счета

Все золотые слитки, принадлежащие определенному владельцу (фонду или авторизованному участнику), записываются на уникальных аллоцированных счетах. Каждый золотой слиток пронумерован и однозначно определяется по клейму, весу и содержанию золота. При этом депозитарий и владелец хранилища не имеют права продавать или одалживать золотые слитки без специального решения владельца счета, которое не может быть получено в случае европейского золотого фонда.

Процесс подписок и погашения, то есть покупки и продажи золотых слитков, происходит на неаллоцированных счетах. На неаллоцированные счета записывают определенные номера слитков, а при подписке или погашении со счета просто списывается или записывается определенное количество унций золота. Неаллоцированные счета используются фондами и авторизованными участниками в процессе создания или погашения акций ETF наравне с аллоцированными счетами. Так, после подписки и записи золота на неаллоцированном счете золотые слитки перезаписываются на аллоцированный счет и переходят в собственность фонда (в этом случае происходит физическое перемещение золотых слитков).

На неаллоцированных счетах находится лишь небольшая доля золота, необходимая для реализации процесса подписки и погашения и ежемесячной оплаты услуг хранилища. При этом кастодиан сам переводит необходимое количество золота с аллоцированного счета фонда на неаллоцированный и затем продает золото с неаллоцированного счета для оплаты своих услуг. При этом не стоит бояться, что кастодиан самостоятельно спишет золото сверх необходимого объема, так как подобные процедуры полностью зарегулированы и проверяются специальным аудитором фонда.

III. Защита вашего золота

Доступ к хранилищам и к осуществлению специализированных проверок находящегося там металла имеют только аккредитованные LBMA аудиторы. Для получения аккредитации аудиторам и аудиторским фирмам нужно соответствовать следующим требованиям:

  • Независимость — аудиторская компания не должна быть связана с поставщиком золота или кастодианом и не должна предоставлять ему никаких услуг в течение 24 месяцев до подачи заявки об аккредитации.
  • Организационные возможности — провайдер аудиторских услуг должен обладать системой контроля качества, а также отвечать минимальным требованиям в части опыта устранения и контроля конфликта интересов, независимости анализа, этических норм и качества аудита.
  • Независимость и профпригодность самих аудиторов — аудиторская компания должна быть уверена в том, что любой ее аудитор или группа аудиторов независимы от исследуемой компании. Старший аудитор несет ответственность за качество и процесс проводимого аудита. При этом LBMA оставляет за собой право осуществлять проверку уровня компетенций аудиторов.

Аудиторские проверки хранилища, поставщиков золота и других участников могут осуществляться ежегодно c последующей повторной проверкой в течение 3 месяцев. Во время проверки аудиторы проверяют количество золотых слитков и их принадлежность уникальным аллоцированным счетам клиентов, чистоту и вес каждого слитка, соответствие слитка стандартам LBMA и предыдущим записям кастодиана, правильность ведения учета подписок и погашений на неаллоцированных счетах, а также корректное взимание оплаты за услуги кастодиана. Если будут найдены несоответствия хотя бы в одном из этих пунктов, например, чистота одного из слитков оказалась ниже указанной в документации или же номер слитка не соответствовал указанному в аллоцированном счете, то запускается череда проверок кастодиана и суб-кастодиана. Подробнее о процессе аудита можно узнать в Правилах проведения аудита, разработанных LBMA, а также познакомиться со списком аккредитованных аудиторов.


[1] Значит, что слитки доставлены на хранение в столицу Великобритании (location: London). Когда говорят «цена золота», подразумевают «цену золота в Лондоне». Неудивительно, учитывая, что золотой рынок появился в Лондоне еще в 1684 г. Сейчас в хранилищах «столицы золота» 8790 тонн золота, что примерно соответствует 703 238 слиткам золота!