Чему стоит учиться у поколения Z?

Поколение Z называют экономным и рациональным, и, хотя самым взрослым его представителям немного за 20, людям постарше есть чему поучиться у молодежи в отношении к деньгам.

Чему стоит учиться у поколения Z?

Кто такие «зеты»

Теорию поколений разработали американские историки Нил Хау и Вильям Штраус. Ее основные идеи описаны в двух книгах: «Поколения» (1991) и «Четвертое превращение» (1997). Авторы проанализировали историю США через призму разных поколений, начиная с 1584 года, и заключили, что каждые 20–25 лет рождается поколение с иными ценностными характеристиками. Эти различия обусловлены экономической ситуацией, политической обстановкой и степенью технологического развития общества.

Современные нам четыре поколения определены как беби-бумеры (рожденные в 1943–1963), X (с середины 60-х по начало 80-х), Y (миллениалы, родившиеся после 1982), и Z (центениалы, родившиеся с 1995 по 2001 гг). «Зетов» также называют digital natives (цифровые аборигены), потому что цифровые технологии окружают их с самого детства. 

Большинство Z-представителей еще подростки, но, по данным Bloomberg, они составляют треть мирового населения и их платежеспособность растет. И среди характерных черт поколения исследователи отмечают удивительно осознанные отношения с финансами. Ниже — семь Z-привычек. Внимание! Не все они автоматически будут полезны для вашего кошелька. Исходите из собственных целей, к какому бы поколению вы не относились.

Рано задумываются о пенсии

У поколения Z высокий интерес к сбережению средств, и копить они начинают намного раньше своих родителей. Так, в опросе CGK 12% «зетов» сказали, что уже откладывают на пенсию, а еще 35% планируют это делать, когда им исполнится 20. Среди миллениалов пенсионные сбережения имеют только 12%.

По данным CGK, каждый второй тинейджер (52%) рассчитывает жить на личные средства после окончания карьеры. В поколении Y таких больше (59%), хотя многие из них в 30 еще не начали формировать свой пенсионный фонд. При этом только четверть Z надеются на государственную пенсию, а среди миллениалов таких треть.

Сами себя обеспечивают

Центениалы отличаются бережливостью: они стремятся начать рано зарабатывать и максимально сокращают расходы, чтобы самим себя обеспечивать. Несмотря на ранний возраст современные подростки умеют вести личный бюджет: 83% регулярно отслеживают расходы, 89% говорят, что чувствуют себя увереннее, когда планируют финансы, 60% уже открыли сберегательный счет, 49% американских подростков стремятся накопить сумму $2500 и больше.

Тинейджеры стремятся к финансовой независимости. Почти половина американских подростков имеет сбережения, чтобы оплатить учебу, а 71% планируют параллельно учиться и работать. Кроме того, почти каждый пятый опрошенный планирует жить с родителями, чтобы сэкономить.

Избегают кредитов

Представители Z ценят свободу и избегают обязательств, в том числе кредитных. Крупная ссуда для них неоправданный риск. Они предпочтут накопить на покупку, регулярно откладывая сумму на счет и инвестируя. Исследование CGK, показало, что 29% «зетов» допускают возможность взять кредит только на избранные цели: образование или покупку жилья. А 23% опрошенных считают, что долговых обязательств следует избегать любой ценой.

Для миллениалов же крупные траты на обучение были в порядке вещей. Более того, многие их них стремились к качественному и дорогому образованию и заканчивали вузы с огромными долгами.

Не склонны к спонтанным и слишком дорогим покупкам

Долгосрочные финансовые цели для молодого поколения важнее сиюминутных желаний: 57% опрошенных Ernst and Young «зетов» отметили, что предпочитают откладывать заработанное, а не тратить все деньги сразу.

Они тщательно взвешивают решение о покупках и не любят переплачивать, 72% из них считают цену решающим аргументом сделки. Для них в порядке вещей изучить товар в магазине, но купить онлайн, выбрав самое выгодное предложение.

Они также не переплачивают за бренды, в отличие от их предшественников, готовых спустить зарплату в бутике или экономить на всем ради новой модели iPhone — замечено, что 40% Y тратят больше ради статуса и возможностей.

Тратят на впечатления

Поколение Х считает финансовое благополучие залогом счастья и успеха. Представители Y стремятся обзавестись собственностью и нацелены на крупные покупки: автомобиль или недвижимость. А поколению Z важнее инвестировать в развитие, образование, новый опыт и путешествия.

Так, по опросу Booking com, 76% «зетов» уверены, что путешествия всегда стоят потраченных денег. Для нового поколения крайне важна социализация, и большую часть их бюджета «съедают» встречи с друзьями в кафе.

Доверяют fintech-решениям

Про Z говорят: «родились со смартфоном в руках», — поэтому в управлении финансами 20-летние выбирают автоматизированные сервисы и доверяют им, в отличие от старших поколений, со скепсисом относящихся к робо-эдвайзингу.

Не боятся инвестировать

Центиниалы лучше информированы об инвестировании, чем их предшественники, и 17% считают, что фондовый рынок — путь к безбедной старости. В отличие от Y, которые пережили стагнацию и экономический спад, Z смелее пробуют себя на бирже. Они проводят много времени на тематических форумах по инвестициям, тестируют геймифицированные инвестиционные инструменты и приложения для микроинвестирования, где можно начать с малых сумм.

Так, по данным сервиса робо-эдвайзинга Yammi, 18–25-летние клиенты пополняют свой инвестиционный счет дважды в месяц, причем средняя сумма пополнения у них больше, чем у представителей поколения Y.