Ирина, 61 год: «Хотелось сидеть на пенсии и нюхать цветочки, но на это нужны были деньги»

· 5 минуты на чтение
Ирина, 61 год: «Хотелось сидеть на пенсии и нюхать цветочки, но на это нужны были деньги»

Ирина Лепкина из Москвы, экономист по образованию и предпринимательница с 30-летним стажем, на пенсии занялась авторской игрушкой и начала инвестировать. Сейчас продает кукольные миниатюры по всему миру и уговаривает подруг вкладываться в ETF. Ирина рассказала, какие открытия сделала на фондовом рынке и почему чайники в кредит — это зло, с которым надо бороться.

«В 40 лет прибавка в 100 долларов к пенсии казалась смехотворной»

Я родилась в Москве в семье интеллигентов: мама была переводчиком, папа — научным сотрудником. Выучилась на экономиста в Плехановской академии и ушла в бизнес: сначала работала в одном из первых в СССР кооперативов, в лихие 90-е успела побыть «челноком», а потом 20 лет занималась оптовой торговлей искусственными интерьерными цветами.

Мы с мужем хорошо зарабатывали и пытались что-то откладывать, но 10 тыс. рублей на покупку машины сгорели во время дефолта в 1998 году. Потом попробовали накопительную программу: делали отчисления в один из частных пенсионных фондов США. Но в 40—50 лет обещанная прибавка к пенсии в 100 долларов казалась смехотворной суммой, и в итоге мы решили просто вкладывать деньги в развитие своего дела, которое неплохо росло.

Так продолжалось до выхода на пенсию: я поняла, что больше не готова заниматься бизнесом — возраст уже не тот. Мне хотелось просто сидеть и нюхать цветочки, но нужно было содержать квартиру в Москве и дом за городом, платить налоги, коммуналку. К тому же осталась привычка к определенному уровню жизни. Надо было что-то делать.

Тут я вспомнила о своем хобби, о котором мечтала еще в детстве, и занялась кукольной миниатюрой, ее я сейчас успешно продаю за границу и по России. Собственно, так я и пришла в инвестиции.

«Оставила акции Gilead как памятник собственной глупости»

Чтобы продавать онлайн, в декабре 2016 года я завела страницу в одной соцсети, и через год-полтора мне стала попадаться реклама финансовых блогеров. Так я узнала, что, оказывается, у нас в стране есть биржа. Послушала лекции Ирины Аргентовой, сходила на платные курсы к Елене Коваленко и решила: разберусь по ходу. 

В августе 2019 года я открыла брокерский счет в «Тинькофф» — у него оказалось самое удобное приложение. Взяла 10 тыс. рублей и вложила их в акции компаний, услугами которых пользовалась сама: «Сбербанка», «Лукойла», «Магнита». Сначала счет был зеленым, но когда ударила пандемия, портфель ушел в минус на 2—3%. Тут мне пригодился 30-летний опыт в бизнесе: я знала, что не бывает всегда хорошо, поэтому не переживала. Понимала, что «Сбербанк» не может исчезнуть с Земли. И даже не думала продать активы, наоборот, говорила себе: «Чудно, если есть деньги, надо докупать».

В апреле 2020 года я купила бумаги Gilead Sciences (американская биофармацевтическая компания. — Прим. ред.), в которую советовали вкладываться аналитики: вроде как ее наработки должны были помочь в борьбе с коронавирусом. Я решила, что это отличная идея, и купила три акции, которые вскоре рухнули на 18%. После этого я отписалась от всех финансовых аналитиков и вынесла главный урок: не надо их слушать. А сами акции продавать не стала. Решила, что оставлю их как памятник собственной глупости и напоминание, что нужно придерживаться своей стратегии, а не чужих рекомендаций.

Попробовала я и спекуляции: купила бумаги «Русгидро» на 3 тыс. рублей, за 5 тыс. рублей продала — осталась в плюсе на 70%. Поняла, что это не мое: очень приятно, но слишком волнительно. К тому же нужно следить за котировками, изучать технический анализ, а для меня время дороже денег, и лучше я спокойно заработаю на чем-то другом.

«Могу отжаться 20 раз и собираюсь жить долго»

«Моим» финансовым коучем стала Александра Вальд: она повлияла на решение заняться инвестициями всерьез. От нее же я услышала о ETF и поняла, что мне подойдет этот инструмент. 

Во-первых, мне близка идея диверсификации вложений: помимо кукольного бизнеса, у нас с партнером есть образовательный проект в соцсети, где мы учим рукодельниц продавать свои изделия. К тому же, невзирая на возраст, я могу легко отжаться 20 раз от пола и собираюсь прожить еще много лет — на таком длинном горизонте фонды хорошо работают. А еще для меня как для экономиста важно, что в случае с ETF я только один раз трачусь на комиссию: когда приходят дивиденды, мне не надо платить налоги, а потом еще раз платить комиссию, чтобы их реинвестировать. Ну и главный плюс фондов — это, конечно, спокойствие.

Первым фондом, в который я вложилась, был FXGD на золото. Купила 10 ETF по 680 рублей за каждый, но больше брать не стала: не хотелось собирать совсем уж консервативный портфель. В ноябре 2020 года я купила FXUS, потом ETF акций США, Германии, Китая, IT-сектора США, а также FXDM. Суммарно на данный момент в ETF я вложила уже почти 400 тыс. рублей.

«Я знаю, сколько денег мне нужно на жизнь» 

Сейчас мой портфель показывает +12% и выглядит так: 50% в нем занимают акции, 25% — облигации, остальное — ETF. В минусе сейчас только FXCN: он показывает −5,89%. Золото в плюсе на 35%, FXDE — на 6,67%, FXIT — на 3,26%, FXUS — на 3,24%. FXDM дает +0,3%.

Я инвестирую около 30 тыс. рублей в месяц; если есть возможность, вкладываю больше. Знаю, сколько денег мне нужно на жизнь, а все остальное трачу, как хочу: на отдых, новую газонокосилку, помощь внукам, пополнение портфеля. 

Поначалу я залезала в приложение брокера каждые пять минут: «Ой, +0,33%, ой, −0,25%», а потом привыкла. Захожу в него посмотреть, не надо ли чего-то докупить или если капнули дивиденды. Если дивидендов с акций «Магнита» хватает на то, чтобы купить еще одну акцию «Магнита», я ее покупаю.

Кстати, у Александры Вальд я научилась вести «дневник инвестиций»: он напоминает, что каждый понедельник или вторник я должна проверить сумму на счете, посмотреть, что просело и что, соответственно, нужно докупить. Так можно доинвестировать (и получать доход) сразу, вместо того, чтобы собирать деньги и вкладывать их раз в месяц. Загадка, почему я сама, экономист, не догадалась так делать!

В моих планах на ближайшие три года — открыть ИИС в ВТБ, чтобы получать налоговый вычет типа Б, и избавиться от облигаций. Хочу перенаправить средства в фонды, чтобы доля ETF в портфеле составляла 30%, а акций — 70%. Сейчас я еще готова к просадкам: тесты показывают, что у меня высокая устойчивость к риску, иначе я бы не занималась бизнесом 30 лет. Но через 10 лет я, скорее всего, уже не захочу активно работать и просто буду спокойно продавать фонды, чтобы хватало на жизнь. К тому моменту долю фондов в портфеле планирую нарастить до 70%.

«Инвестиции — это труд, и придётся разобраться» 

Мой главный совет начинающим инвесторам — найдите хорошего учителя и не ведитесь на обещания, что будет легко: инвестиции — это труд, и придется разобраться в теме. Но главное — поймите, как вы живете и сколько денег вам нужно. Обучение в нашем проекте для рукодельниц начинается с составления финансового плана проекта. Ровно так же нужно составить финансовый план всей своей жизни. Для меня остается загадкой, почему люди даже не пытаются рассчитать бюджет на год, а покупают чайник за 3 тыс. рублей в кредит. Они не задумываются, что на переплату банку за три года они могли бы купить три чайника, — это полная финансовая безграмотность.

Подруги говорят, что я «крутышка», но сами к инвестициям пока не готовы: многим страшно «отпустить» накопления, поэтому они держат деньги на депозите под 3,5% годовых. Я не навязываю свое мнение, но пытаюсь хотя бы донести, что инвестиции — это не пирамида. Людям моего возраста нужно забыть советский стереотип: «государство нас всегда кидало, и сейчас будет так же». Если разобраться в инвестициях, станет понятно, что к государству фондовый рынок не имеет отношения. Поэтому я говорю приятельницам: «Не ждите, если не хотите жить на крохотную пенсию. Скорее всего, вы все равно придете к инвестированию, но потеряете еще немного времени, а нам и так не 16 лет».

С молодыми проще: моя внучка начнет инвестировать, как только ей исполнится 18 лет и она сможет открыть брокерский счет. Мы часто вместе слушаем лекции, она понимает, что может стартовать хоть с тысячи рублей. Порой она помогает мне в кукольном бизнесе, и я говорю: «Сегодня ты заработала столько-то. Денег не дам, но акцию куплю».