Как древние инстинкты побеждают рациональность инвестора

· 4 минуты на чтение
Как древние инстинкты побеждают рациональность инвестора

Рассказываем, какие три инстинкта оказывают самое большое влияние на действия инвесторов и когда не стоит доверять запрограммированным в нас командам: беги, бей или делай как все.

Мы привыкли считать, что инвестор принимает решения, исходя из собственной выгоды. Однако это далеко не всегда так: довольно часто на решения влияют эмоции, моральные принципы, интуиция, убеждения и другие «неочевидные» факторы. Поведением людей на рынке и психологическими механизмами, которые за ним стоят, занимается отдельное научное направление — поведенческая экономика. В 2017 году один из ее основателей, Ричард Талер, получил Нобелевскую премию. 

В числе важных причин нелогичных действий, которые могут привести к серьезным потерям для инвестора, как ни странно, древние инстинкты. «Как бы футуристично ни выглядел человек с айфоном в руках, он остается биологическим видом, в котором накоплен генетический опыт миллионов лет эволюции», — говорит Евгений Ковалишин, старший партнер группы FinEx. 

Мы крепко привязаны к заложенным в нас древним инстинктам, которые время от времени отодвигают на второй план разум, образование и умение анализировать информацию. Ярче всего это проявляется в кризисные периоды экономической и политической неопределенности, когда перестают работать привычные модели поведения и стресс пробуждает в нас защитные механизмы, сформированные эволюцией для выживания в дикой природе. 

Инстинкт самосохранения 

Быть в безопасности, не испытывать боли, выжить — базовые потребности, которые заставляют нас действовать при наличии риска. Когда он возникает, организм мобилизуется для устранения угрозы, и в дикой природе у него для этого два основных сценария: убежать или принять бой. 

Для инвестора кризис — такая же опасная ситуация, и этот древний механизм часто приводит к совершению множества ошибок. Инстинкт призывает срочно действовать, при этом подавляя более «медленный» и ресурсозатратный здравый смысл. Профессионализм, образование и голос разума проигрывают, когда природа говорит: «Беги, спасайся». И вот на падающем рынке эта реакция заставляет инвестора избавляться от активов по бросовым ценам и вкладываться, например, в недвижимость, которая также несет в себе риски.

Есть и те, кто бросается в другую крайность: начинают скупать дешевеющие активы без какого-либо рационального расчета. Кто-то делает это в надежде защититься от инфляции, забывая в состоянии стресса, что потери от плохо взвешенного решения могут кратно превышать ее значение. Сюда же относится участие в сомнительных спекуляциях, которые могут закончиться для инвестора катастрофой.

Стадный инстинкт и присоединение к большинству

Больше 100 лет назад Уилфрид Троттер ввел в науку понятие стадного инстинкта. Когда он проявляется в период военного конфликта, кризиса или катастрофы, то заставляет отдельного человека действовать не в интересах своей личной выгоды и удовлетворения, а в интересах массы. 

Стадный инстинкт не позволяет стремиться к самосохранению и тем более обдумывать собственные решения «холодным умом», но дает обманчивое ощущение безопасности. В финансах он проявляется, когда инвесторы совершают те же сделки, что и масса других участников рынка. Они действуют не по собственным мотивам, а только потому, что так делает большинство: подсознание в состоянии стресса говорит им, что толпа не может ошибаться. 

Часто в кризис именно нерациональное поведение масс становится главным фактором ухудшения ситуации на рынке. Когда много участников в панике одновременно продают свои акции, котировки рушатся еще быстрее. По замечанию американского экономиста и известного инвестора Бенджамина Грэхема, не поддаться стадному инстинкту сложно даже опытному профессиональному инвестору. Так, как показало исследование глобального кризиса 2008 года, стадное чувство в тот период захватило даже институциональных инвесторов: в момент обвала рынков пенсионные фонды развитых стран —  США, Испании и Португалии — один за другим распродавали большие объемы своих активов вместо того, чтобы искать способы сбалансировать свои портфели и покупками, и продажами. 

Если в дикой природе стадное чувство может стать спасением, то на фондовом рынке никто из «стада» не выигрывает. В контексте инвестиций правильнее бывает действовать против, этот принцип лежит в основе стратегии «инвестирование против толпы» (contrarian investing): чтобы превзойти рынок и получить прибыль, следует не повторять за другими, а действовать как можно более независимо и, например, покупать не такие популярные активы. 

Охотничий инстинкт и азарт игрока 

Стремление приобретать, добывать «пропитание» (в нашем случае — прибыль от операций) и быть победителем — это то, что изначально приводит инвесторов на рынок. Охотничий инстинкт полезен тем, что помогает сосредотачиваться на цели и действовать в условиях риска. Но когда он — с присущими ему жадностью и азартом — превалирует над другими мотивами и голосом разума, частный инвестор выходит на тропу больших рисков. 

Если позволить увлеченной «охоте за добычей» управлять инвестиционными решениями, это с очень высокой вероятностью приведет к потерям. Эйфория (как и стресс) — плохой советчик при принятии решения. Например, инвестор в состоянии охоты может не заметить, что преследует бесперспективную цель. Кроме того, инстинкт будет заставлять его сосредотачиваться на одной «жертве» и, как следствие, упускать другие возможности. 

Это туннельное зрение — фокус на сиюминутной атаке и погоне, которое включается благодаря охотничьему инстинкту — приводит к еще одной большой ошибке инвестора: он забывает о своей долгосрочной стратегии. Горизонт планирования охотника — краткосрочный, все силы брошены на решения «здесь и сейчас». Как отмечала в 2013 году эксперт по развитию коллективных инвестиций Марина Лазуткина, такие инвесторы «не успевают “поймать" рост рынка именно потому, что они его ловят», а не следуют своей заранее проработанной индивидуальной стратегии.

Подведем итог

У рядового инвестора нет возможности контролировать и предвидеть ситуацию на рынке и тем самым избегать глобальных потрясений и кризисов. Но самые большие проблемы приходят, когда в условиях чрезмерного стресса сознание проигрывает древним защитным установкам, которые заложены в нас природой для совершенно других ситуаций. Поэтому для успеха крайне важно не отдавать контроль над своими решениями «рептильному мозгу» и не поддаваться животным импульсам, надо:

  • соблюдать инвестиционную дисциплину и держаться изначальной хорошо продуманной стратегии;
  • избегать «мест скопления людей» и активов, за которые конкурирует огромное количество участников рынка,
  • контролировать охотничий азарт и не позволять отключаться холодному расчету в «погоне за жертвой».

Что еще почитать