Как Excel для учета личных финансов может помочь накопить на дорогие цели. Личный опыт

Первую таблицу в Excel для учета личных финансов Мария из FinEx, завела еще в 2004 году — когда только начала работать. Ей хотелось управлять своей жизнью, видеть, на что уходят деньги, а еще — откладывать на путешествия в Европу. Когда зарплата выросла, та же система позволила накопить на квартиру, ремонт и сформировать инвестиционный портфель. Делимся секретной табличкой.

Как Excel для учета личных финансов может помочь накопить на дорогие цели. Личный опыт

Почему Excel

Есть множество инструментов для ведения личных финансов, но таблица в Excel оказалась для Марии самой удобной. 

Банковская аналитика слишком общая, она делит расходы на крупные категории и дает статистику только по одному банку — в нее не внесешь расходы наличными или инвестиции. А еще в ней нельзя планировать расходы. Специальные приложения помогают лучше, но в них ограничены возможности кастомизации (настройки под свои индивидуальные потребности), плюс самые полезные функции в них могут быть платными. 

А Excel можно настроить полностью под себя: планировать, записывать и анализировать расходы. В начале месяца Маша создает план расходов, каждый день ведет учет трат, а в конце месяца получает статистику по категориям и цифру — сколько ей отложить на накопления. 

Общая таблица

Таблица сделана по образцу той, которую использует Мария. Все цифры в ней не реальные, взяты только для примера.

Скопировать себе таблицу можно по ссылке.

Таблица на все случаи жизни

Самые важные цифры собраны в начале таблицы. Когда приближается начало месяца, Мария вносит в таблицу сумму, которая образовалась у нее на счете ото всех доходов. 

Планирование на месяц - Таблица

Затем она планирует расходы на месяц.


Планы и цифры в этой таблице взяты для примера.

Цифры из плана подтягиваются в шапку таблицы: у Маши появляется общая сумма расходов на месяц и запланированный свободный остаток, который пополнит ее накопления.

Таблица - Планирование

  • Планы по накоплениям

Чтобы была мотивация вести учет расходов, обязательно нужна финансовая цель. Недавно Мария копила на ремонт, который успешно закончила в новой квартире, а теперь откладывает на дачу. Под такую «мечту» она заводит отдельный портфель в Финансовом автопилоте (это сервис доверительного управления, который работает по модели робоэдвайзера), чтобы не было возможности в любой момент залезть в копилку, но в Excel записывает все показатели. 

Есть и несколько небольших повседневных категорий для накоплений: например, откладывать на отпуск и на подушку безопасности. Со временем Маша выделила копилку на непредвиденные расходы. «Заметила, что есть регулярные, но непонятные по сумме траты: например, на медицину. Знаю, что раз в квартал обязательно случаются какие-то расходы в этой категории, но их сложно предсказать точно. Для таких ситуаций и завела дополнительный раздел — чтобы в экстренном случае комфортно было туда залезть и взять немного денег, не «занимая» у подушки безопасности или отпуска. Стараюсь держать на такой копилке не очень много денег — до 20—30 тысяч рублей», — рассказывает она. 

10% от зарплаты в начале месяца идет на инвестиции — уже пять лет Мария держит портфель на пенсию там же, в Финансовом автопилоте: «Я оценила, какой доход в текущем выражении хотела бы иметь в зрелом возрасте, и рассчитала с помощью нашего пенсионного калькулятора, сколько мне нужно откладывать каждый месяц». В будущем, понимая реальную доходность своего портфеля, можно самостоятельно регулировать это значение. 

В итоге свободный остаток у Марии распределяется по нескольким копилкам.

Накопления - Таблица
Вот так распределяется свободный остаток за месяц. Все цифры здесь — только для примера

Мария переводит свободный остаток на накопления сразу, как только получает зарплату. «Я стараюсь, чтобы на карточке, которая у меня основная, было мало денег. Мне так удобно, потому что это сдерживает в покупках», — говорит она.

  • План расходов на месяц

Как спланировать расходы на месяц? Со временем накапливается статистика, сколько обычно уходит на еду, транспорт, коммунальные расходы и так далее. Поэтому тут суммы остаются практически неизменными. 

Кроме регулярных расходов, Мария вносит в план разовые запланированные покупки. Если такие траты большие, можно «раздробить» их на несколько месяцев. Например, сейчас Маша обставляет квартиру. Для этого она составила полный список покупок (мебель, освещение, декор) и прикинула, что из списка нужно купить в первую очередь, а что позже и на какой месяц это придется. Список для обстановки дома Мария вынесла в отдельный блок и ежемесячно переносит пункты из него в план расходов. 

Таблица - Запланированные траты

Вот так из списка покупок элемент декора может попасть в запланированные траты. Цифры даны для примера.

  • Фактические траты

«Я стараюсь записывать траты каждый вечер, но чаще это происходит раз в три дня. Подробно всё фиксирую: есть записи по 550 рублей, 423, 546. Но у меня нет задачи записать каждую транзакцию, поэтому иногда я суммирую несколько платежей в одной категории», — рассказывает Мария. 

Для каждого пункта расходов она указывает дату, категорию и иногда — комментарий.

Фактические траты - Таблица

Сумма фактических расходов тоже подтягивается в верхнюю часть таблицы.

Скрин 1 новый.png

Система категорий

Категории появились в Машиной табличке со временем: в ее случае срабатывают «психологические» 5—10 тысяч рублей — если какие-то повторяющиеся расходы начинают превышать эту сумму, она объединяет их в категорию. Это помогает лучше планировать, а заодно замечать, на что утекают лишние деньги.

«Меня всегда ставило в тупик: вроде все было распланировано на месяц, а денег все равно не хватает. Выяснилось, что практически каждый месяц у кого-то день рождения — у друзей, коллег или родственников. Так у меня появилась категория в запланированных тратах — подарки. Стараюсь закладывать на них хотя бы 5 тысяч рублей в месяц», — делится Мария. 

Похожая история вышла с такси. Заметив, что категория «Транспорт» заметно выросла (а как раз тогда сын пошел в новый детский сад, который был довольно далеко от дома), она решила вести учет по такси отдельно и стала откладывать на эту статью расходов больше денег.

В конце месяца Маша выделяет красным категории, которые получились слишком большими. Например: 

Категории расходов - таблица

Дальше помогают фильтры — если объединить все траты внутри категории, можно вспомнить, из чего она состояла, и решить для себя, нужно ли пересмотреть подход в следующем месяце.

Фактические траты - Таблица 2
Так могли бы выглядеть в таблице Марии расходы по слишком большой категории «Домашнее хозяйство». Расходы и цифры здесь взяты для примера. 

Например, со временем Маша отказалась от клинера. Сумма на помощницу по дому получалась довольно большой, и из всех услуг она решила оставить только мытье окон. 

Во всей системе с Excel самое сложное — соблюдать финансовую дисциплину: не забывать записывать расходы, каждый месяц проводить ревизию и планировать следующий месяц. А главное — не бросать. Но Мария говорит, что к этому привыкаешь.

Понравился текст? Вот короткая инструкция, как получать еще больше полезных материалов: 

Последние новости