Как инвестируют богатые американцы

· 4 минуты на чтение
Как инвестируют богатые американцы

Нет — роскоши, депозитам и пенсионным счетам, да — пассивным фондам и «зеленым» акциям.

В рубрике «Как я стал инвестором» мы собираем кейсы читателей блога FinEx, которым удалось перестать жить от зарплаты до зарплаты и начать собирать инвестиционный портфель на разные цели: спокойную пенсию или путешествия по миру. А какую историю рассказал бы нам богатый инвестор из США? 

Сколько в миллионах?

Для начала разберемся, кого же считать богатым американцем — здесь нет единого ответа даже у самих жителей страны.

Обыватели ориентируются на уровень ежегодного дохода: называют обеспеченными тех, кто зарабатывает от 100 тыс. долларов в год. Можно понять: почти 40% американских семей живут меньше, чем на 50 тыс. долларов, поэтому человек с зарплатой вдвое больше кажется им состоятельным. Но экономисты не согласны: большой доход — еще не гарантия богатства. Они даже выделяют в отдельную категорию людей HENRY (High Earners, Not Rich Yet) с доходом от 250 тыс. до 500 тыс. долларов — хорошо зарабатывающих, но еще не богатых, которые тратят все деньги на развлечения, поездки, люксовые бренды и ничего не откладывают.

Финансисты же связывают уровень богатства человека с чистой стоимостью его активов. Они выделяют три категории богачей: обеспеченные HNWI (High-Net-Worth Individual) владеют ликвидными финансовыми активами на сумму больше 1 млн, очень богатые VHNWI (Very-HNWI) — свыше 5 млн, сверхбогатые UHNWI (Ultra-HNWI) — от 30 млн долларов. И обычно именно людей первой категории, с капиталом в 1 млн долларов (не считая жилье), принято называть богатыми. 

Меньше долгов, больше акций

Сейчас в США живет почти 6 млн человек с таким состоянием. Своими деньгами они управляют совсем иначе, чем «обычные Джо», выяснили авторы исследования Household Wealth Trends in the United States.

Чем богаче человек, тем больше средств он держит в активах, которые приносят максимальную прибыль: бизнесе и ценных бумагах, фондах и ETF. Инструменты с фиксированной доходностью — сберегательные облигации или депозиты — пользуются меньшим спросом. У богачей почти нет пенсионных счетов: традиционный для обычных американцев пенсионный план 401(k), который не облагается налогом и подходит для долгосрочных сбережений, можно пополнить всего на 58 тыс. долларов в год — капля в море для человека с состоянием. Часть капитала богачи держат в наличных — около 9%, посчитали в Knight Frank, то есть на каждый 1 млн активов в банковской ячейке или сейфе в среднем хранится около 90 тыс. физических долларов. Они не покупают жилую недвижимость (разве что коммерческую), у них практически нет долгов и кредитов, которые надо выплачивать, они меньше тратят на предметы роскоши, соблюдая принцип «недемонстративного потребления».

У 90% обычных американцев все ровным счетом наоборот: у них куча долгов и непогашенных займов, они инвестируют в собственное жилье (41% считает недвижимость лучшим долгосрочным вложением), открывают пенсионные счета и депозиты и почти не владеют долями в компаниях и ценными бумагами. 

Портфель в деталях

Для богатых американцев фондовый рынок — не только источник прибыли: многие рассматривают его как способ сохранить покупательскую способность своих денег. Поэтому стараются сформировать сбалансированный портфель: по данным Bank of America, средний инвестор-миллионер хранит 55% капитала в акциях, 21% — в облигациях, 15% — в деньгах (наличных и валюте), 10% — в других финансовых инструментах. 

Популярны у американских инвесторов и ETF: золотые, нефтяные и SPY. Последний повторяет динамику фондового индекса S&P 500 и считается надежным активом: 70% миллионеров ожидают, что он подрастет на 5% в этом году, а 30% прогнозируют доходность 10%. Особенно заметным рост интереса к ETF стал после рецессии: если до кризиса 2008 года американские инвесторы держали в фондах порядка 530 млрд долларов, то сейчас — уже в 4 раза больше.

Кризисные события в мировой экономике задали еще один тренд — на пассивные стратегии инвестирования. Если в 1995 году доля пассивно управляемых активов в фондах акционерного капитала составляла всего 5% от общего капитала под управлением, то в 2019 году они уже превысили отметку в 50%. При этом на пассивные стратегии переходят даже самые ярые сторонники агрессивного подхода — менеджеры хедж-фондов: в 2010 году они инвестировали в индексные фонды всего 12 млрд, а в 2017 году — уже больше 50 млрд долларов. Такое смещение интереса выглядит вполне логичным: большинство активных фондов в США давно проигрывают индексам пассивных фондов, а управление ими обходится гораздо дороже — коэффициент расходов составляет 1,4% против 0,6%.

Еще одна заметная тенденция среди богатых инвесторов в последние годы — стратегическое устойчивое инвестирование, которое учитывает не только финансовые показатели бизнеса, но еще экологические и социальные. Сверхбогатые инвесторы в 2021 году планируют выделить 46% своего портфеля на продукты устойчивого инвестирования — от них ожидают более высокую доходность и меньшие риски. Для таких активов используют специальные рейтинги MSCI ESG, которые помогают определить их соответствие социальным инвестиционным стандартам. Американской Tesla, например, в них присвоен класс А (самый высокий из «средних»), а статусом «лидера» из всей автомобильной промышленности может похвастаться только французский производитель автозапчастей Valeo SA. 

Помощник по управлению

Финансами богатых американцев, как правило, занимаются управляющие частным капиталом: независимые финансовые консультанты, специальные подразделения в крупных банках (такие есть, например, в JP MorganGoldman Sachs и Credit Suisse) или крупные финансовые компании (например, SEI Investments Company). Существуют и семейные офисы для управления капиталом одной или нескольких семей.

Обычно их помощь заключается не только в управлении портфелем. В услуги входит имущественное планирование, защита активов, страхование, судебные дела, благотворительность, наследство и даже финансовое образование членов семьи. Отдельное место занимает оптимизация налогов, а семейные офисы (в Северной Америке сейчас 63% от общемирового количества таких компаний) даже помогают инвесторам с высокой толерантностью к риску пробовать самые трендовые активы вроде биткоина и NFT.