Как научить ребенка обращаться с деньгами

6 эффективных приемов от опытных родителей, экспертов и ученых

Психологи рекомендуют начинать говорить с детьми о деньгах с 3−4 лет. Однако для большинства это сложный разговор. Согласно опросу Country Financial, вместо этого родители предпочли бы сходить к стоматологу (39%), поговорить о сексе (36%) или заплатить штраф за превышение скорости (6%). Возможно, причина в том, что взрослые сами не чувствуют себя уверенно в отношениях с деньгами: по данным Высшей школы экономики, каждый второй россиянин обнаруживает финансовую неграмотность в вопросах финансовых услуг и инструментов.

Учиться управлять деньгами не поздно никогда, но чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Поэтому, если у вас уже есть дети, начинайте прямо сейчас — инструкция ниже.

Обсуждайте с детьми деньги

«Не говорить о деньгах — все равно, что не говорить о сексе», — замечает финансовый консультант и партнер компании Lenox Advisors Томас Хенске. Эксперт предлагает как можно чаще привлекать детей к обсуждению финансов. С 3–4-летнего возраста детям можно объяснять, зачем мама и папа работают, зачем нужен бюджет, на какие цели копит семья (например, сделать ремонт, обустроить детскую, поехать на море). Объясните, зачем нужно экономить, как всем будет хорошо, когда цель осуществится, предложите ребенку копить вместе с вами.

Например: Если в этом месяце мама не будет покупать кофе на вынос, а тебе не будем покупать сахарную вату в парке, то в следующем месяце мы поедем на праздники в Санкт-Петербург и пойдем в парк развлечений.

Давайте деньги на карманные расходы

Исследование Кембриджского университета показало, что финансовые привычки формируются к 7 годам, поэтому это оптимальный возраст, чтобы выдавать карманные деньги. Вот несколько важных правил:

  • Выдавайте детям фиксированную сумму регулярно раз в 1–2 недели, чтобы научить их планировать бюджет. Периодически обсуждайте размер и периодичность выплат, хватает ли карманных денег, а если нет — почему. 
  • Разрешите тратить карманные деньги, не указывая детям, что стоит и не стоит покупать (61% родителей совершают эту ошибку). Позвольте им решать самостоятельно, иначе они не научатся распоряжаться деньгами.
  • Не рекомендуется «платить» за успехи в учебе или за работу по дому, потому что это снижает мотивацию к обучению и помощи. Лучше поощрять за то, что не входит в детские «обязанности». Например, в вашей семье принято, что каждый моет посуду за собой и каждый убирает свою комнату. Ребенок делает это, потому что он член вашей семьи и он учится помогать. А за помощь соседке он вправе получить вознаграждение.

Не покупайте все сразу

Учите детей обдумывать и планировать покупки, потому что их желания часто меняются. Томас Хенске вспоминает, что предлагал своему ребенку записывать желания в список и возвращаться к ним чуть позже — как правило, через два дня оказывалось, что желания менялись. Он особенно рекомендует этот прием для возраста 5–6 лет.  

Раз в 1–2 недели из списка можно выбрать самый желанный пункт. Кроме того, на примере списка удобно обсудить, что у вещей разная стоимость, и поэтому можно купить недорогую игрушку прямо сейчас или дорогую через какое-то время. Можно вместе сделать расчеты: например, вы даете каждый месяц дочке 250 рублей. Она может потратить 250 рублей на слайм сегодня или через месяц купить за 1000 рублей карманный микроскоп.

Заведите копилку

В качестве первой копилки хорошо подойдет прозрачный контейнер или стеклянная банка — так детям удобнее следить, как растут доходы. Вы можете ежемесячно вместе класть в копилку определенную сумму или складывать туда всю мелочь. Если у ребенка есть карманные деньги, он самостоятельно может откладывать часть на крупные покупки. Записывайте, когда и сколько положили денег в копилку. Считайте вместе, сколько осталось накопить на цель.

Превратите накопления в челлендж

Чтобы копить было интереснее, придумывайте игры. Например, нарисуйте карту сокровищ. Сокровище — это изображение желанной покупки. Чтобы добраться до него, нужно пройти по маршруту из промежуточных шагов-кружочков (столько, сколько нужно сделать «взносов» в копилку). Закрашивайте кружочки каждый раз, когда докладываете деньги в копилку — картинка поможет отслеживать прогресс и подарит радость предвкушения.

Объясняйте сложное на практике

Школьникам, которые выучили проценты, можно объяснять на простых примерах, как работают финансовые инструменты, банковская система и финансовые рынки.

Например, можно «открыть» детский депозит в домашних условиях: составить договор, указать процент и срок вклада. По завершению срока ребенок примет решение, потратить деньги или пролонгировать вклад. Аналогично школьника можно познакомить с принципами инвестирования. Расчеты на калькуляторах, как, например, Yammi, покажут, сколько ребенок сможет накопить к 18 годам.

Напоследок заметим, что дети считывают поведение взрослых: если дети видят, что родители обращаются с деньгами вдумчиво и аккуратно, планируют покупки, откладывают часть заработанного, у них больше шансов развить осознанное отношение к финансам.

Расскажите, какие лайфхаки вы используете, чтобы объяснить детям, как работают деньги.