Как не надо экономить: 5 мифов о финансовой грамотности

· 5 минуты на чтение
Как не надо экономить: 5 мифов о финансовой грамотности

Советы по экономии публикуют все: от блогов для домохозяек до журналов с финансовой аналитикой. Тема популярная и заботит многих, поэтому на ней легко собрать просмотры. Но всегда ли полезны эти советы? Как стать богатым, разумно следуя финансовым советам, и не удариться в крайности?


Миф № 1. Продукты оптом — спасение для небольшого семейного бюджета

Речь про пятилитровые канистры масла, мешки сахара и муки по 50 кг и прочий мелкий опт — даже в больших городах такой способ покупки продуктов не теряет актуальности. Если минимальный объем покупки слишком велик для семьи, некоторые даже объединяются с соседями.

Сравним: 1 кг гречки на мелкооптовом рынке – стоит 45—50 рублей, в супермаркете — 80 рублей. Допустим, вы купили 10 кг гречки за 450 рублей и сэкономили 350 — экономия приличная, если считать только деньги. Но для поездки на оптовый рынок (а он, как правило, на окраине или за городом) нужно выделить день, израсходовать бензин, потратить время и силы — возможно, всей семьей. Вряд ли это все стоит 350 рублей.

Чтобы существенно выигрывать на оптовых покупках, надо покупать много всего за одну поездку. Но, во-первых, где все хранить? Типовая городская квартира обычно плохо для этого приспособлена. Во-вторых, выбор «долгоиграющих» продуктов не так велик: крупы, мука, сахар — и даже они могут испортиться от влажности или стать рассадником насекомых. Регулярно закупаться тоже вряд ли получится, ведь запаса должно хватать надолго. Так что гипотетическая экономия в итоге может обернуться реальными потерями.

Оптовая закупка продуктов имеет смысл, если у вас есть машина, большая кладовка с подходящими условиями для хранения продуктов, и вы готовы тщательно сравнивать цены и тратить на оптовом рынке крупную сумму. Вывод: оптовые покупки продуктов по-настоящему выгодны состоятельным людям (которые сравнительно редко этим занимаются), а семьям со скромным бюджетом стоит по крайней мере внимательно изучить все «за» и «против».

Миф № 2. Готовить дома намного выгоднее

Внимание! Женская часть редакции выразила протест, но мы все равно опубликовали этот фрагмент. В спорах рождается истина.

Есть много причин готовить обеды дома. Кто-то просто любит и умеет вкусно готовить, кто-то беспокоится о качестве продуктов, кому-то нравится обедать на офисной кухне с коллегами. Кто-то делает это для экономии. В цифрах обед, приготовленный дома, заказанный с доставкой в кулинарии и в ресторане, выглядят примерно так:

-       говяжья вырезка — от 700 руб. за 1 кг;

-       бифштекс из службы доставки — около 300 руб. за порцию в 250 г;

-       аналогичный бизнес-ланч в хорошем ресторане — 700 руб.

С ресторанами все ясно: это в 3-4 раза дороже, чем есть дома. Но, как видно, масса недорогих кулинарий и сервисов по доставке еды в больших городах ненамного уступают домашней готовке с точки зрения цены. Добавьте сюда час, который вы потратили на приготовление. Попробуем оценить этот час в деньгах: если вы зарабатываете 100 тысяч рублей в месяц, то при рабочей неделе в 40 часов в час вы зарабатываете 560 рублей. Час вашего отдыха, если их всего 2-3 в день, стоит, возможно, еще дороже: его можно потратить на хороший сериал или онлайн-курс программирования. Это, конечно, не настоящая математика, но хорошая иллюстрация к следующей мысли: отдых нужен нашему организму не меньше, чем белки и углеводы. Готовить хорошо, когда это приносит удовольствие. Готовить через силу — значит менять отдых на еду, то есть один ресурс на другой.

Миф № 3. Покупая брендовые вещи, вы переплачиваете за имя и рекламу. Ноунейм дешевле, а по качеству — то же самое

Действительно, в среднем 11% цены продукта в масс-маркете составляет стоимость расходов компании на маркетинг. Разумно предположить, что в остальные 89% входит стоимость производства. Но что мы знаем о стоимости производства (а значит, косвенно — и качестве) безымянного продукта? Давайте начистоту: любой предприниматель хотел бы снизить себестоимость своего продукта до нуля. Но если у известного бренда качество пострадает — пострадает и репутация, а за ней упадут продажи. Чем больше мы, потребители, платим за бренд, тем выше владелец ценит эту репутацию, и тем больше мы можем на нее положиться. У безымянных брендов репутации нет, а значит, им незачем контролировать качество. Покупая брендовую вещь, вы переплачиваете за уверенность. Покупая безымянную вещь, вы не знаете, за что платите.

Есть продукты, качество которых легко определить на глаз, и продукты, к которым нет особенных требований: простые аксессуары, базовые предметы гардероба, бытовые мелочи и косметика с простыми составами, отдельные предметы детского гардероба (потому что дети быстро растут) — да и то нужно быть уверенным в безопасности материалов. Иногда нет смысла платить дороже. Но если речь идет о сложных в производстве вещах, например обуви, есть масса неочевидных, но важных мелочей, которые невозможно проверить в момент покупки: прочность, качество швов, износостойкость материалов, удобство колодки. Покупая обувь, вы принимаете эти мелочи на веру. Бренд дает основания для веры. Ноунейм — нет.

Что касается статусных продуктов класса люкс, здесь вы действительно переплачиваете за бренд — но в этом весь смысл статусных продуктов.

Миф № 4. Такси — главный враг бюджета

Нет. Бывает, личный автомобиль дороже. Все зависит от вашего образа жизни, характера работы и места жительства. А если говорить об общественном транспорте, выше мы уже посчитали стоимость одного часа вашего времени. И если стоимость сэкономленного времени при поездке на такси больше разницы в цене между такси и метро, выгоднее ехать на такси. Верно и обратное: если поездка на такси в час пик займет больше времени, чем по прямой на метро, разумно, конечно, воспользоваться метро.

Одним словом, чтобы сэкономить, надо посчитать. Кстати, включите в уравнение каршеринг и возможность объединиться с коллегами или близкими, которым с вами по пути. 

Сравним: допустим, нам нужно в середине дня забрать ребенка из школы, отвезти домой и вернуться на работу — все это в пределах одного московского района (давайте исходить из предположения выше, что ваше время стоит 560 рублей в час).

Каршеринг — 300 руб. + 40 мин. = 673 руб.

Такси — 500 руб. + 40 мин. = 873 руб.

Метро, 3 поездки — 114 руб. + 1,5 часа = 954 руб.

Проездной на месяц — (2170 руб. / 30 дней) + 1,5 часа = 912 руб.

Миф № 5. Кофе лучше варить дома

Это очень популярный совет, о котором мы уже подробно писали. Его дает каждый второй гуру финансовой грамотности и инвестиций. Повторим лишь суть: стакан латте раз в день по будням — это примерно 4000—5000 рублей в месяц. Конечно, домашний кофе поможет существенно сэкономить. Но этот расчет не учитывает тот факт, что кофе — функциональный напиток. Организм может попросить кофе перед концом рабочего дня, чтобы поднять работоспособность и успеть закончить запланированные дела. Или в обед, когда вы встретились в кафе с другом или подругой. К тому же у разных кофеманов разные пристрастия: например, хороший эспрессо обойдется в 3-4 раза дешевле, и его просто невозможно приготовить дома без очень дорогого профессионального оборудования, а любители турецкого кофе скорее всего и так пьют его дома.

Одним словом, если вам нужно взбодриться сейчас и вы знаете, что кофе в этом поможет, купите себе кофе, не терпите до дома.

Как стать богатым: правда ли, что экономия поможет?

Экономия — важный инструмент для достижения своих финансовых целей, если экономить осознанно и в комплексе с планированием и анализом бюджета, а также инвестированием. Важно понимать, что экономия сама по себе не сделает вас богатым, потому что экономия — это способ меньше тратить, а не увеличить доход. А вот если сэкономленные средства регулярно откладывать и инвестировать, к примеру, в ETF, дела могут пойти в гору. Подходите к управлению деньгами по-взрослому: в меру экономьте, регулярно сберегайте, разумно вкладывайте.