Как работает маркет-мейкер

· 4 минуты на чтение
Как работает маркет-мейкер

Все фонды FinEx всегда торгуются вблизи справедливой стоимости. И за это отвечает маркет-мейкер. Мы попросили Левона Пирузяна, Head Of Business Development GHCO (компании, которая выступает провайдером ликвидности FinEx ETF ), рассказать, как устроена их работа.

Кто такой маркет-мейкер?

В самом широком смысле маркет-мейкинг — это одновременное выставление заявок на покупку и продажу. То есть маркет-мейкер — это участник рынка, который обязуется постоянно поддерживать определенный объем заявок на покупку и продажу какого-то актива, например акций ETF. 

Смысл этой деятельности заключается в том, чтобы предоставить рынку ликвидность и снизить транзакционные издержки. 

Конечному инвестору это позволяет легко и быстро покупать или продавать ETF по справедливой цене. Если вы захотите что-то купить, вам не нужно будет ждать, когда появится другой участник рынка, который захочет это продать. И наоборот. Мы просто постоянно поддерживаем фиксированные уровни с фиксированными спредами. 

Как маркет-мейкер рассчитывает свои котировки?

Когда мы рассчитываем нашу цену, мы берем на себя риск. Если мы рассчитаем ее неправильно, любой другой участник рынка сможет торговать с нами по этой неправильной цене, и мы будем терять деньги. Безусловно, этот процесс автоматизирован, так как мы имеем дело с большим количеством ETF, каждый из которых имеет под собой корзину базовых активов. 

Если мы говорим об ETF на золото, то это немного проще: мы знаем, сколько стоит золото, сколько золота в корзине, и можем рассчитать цену ETF. Но если речь идет об индексах с тысячами разных акций или облигаций, то тут все сложнее. Чтобы поддерживать котировки, мы должны в реальном времени видеть, где находится NAV (Net Asset Value, стоимость чистых активов) каждого из этих продуктов. То есть нам нужна информация по ценам на каждую компоненту корзины фонда. Для этого мы непрерывно «подтягиваем» «живые данные» с рынков, где торгуются наши активы. 

При этом большая часть бумаг торгуется не круглые сутки. Например, FXDM (развитые рынки без США) охватывает Японию, Германию, Великобританию, Канаду — они никогда не бывают открыты все одновременно. Но по каждому из рынков, которые в этот момент закрыты (акции не торгуются), мы должны спрогнозировать, как они откроются.

Самый простой вариант — когда есть ликвидный фьючерс, который торгуется весь день, и он похож по своей структуре на ETF или даже использует тот же индекс. Тогда мы можем просто отталкиваться от этого фьючерса. Если такого фьючерса нет, мы можем посмотреть на другие ETF и оценить, как ведет себя один фонд относительно другого. Самый сложный случай — когда есть уникальный, ни на что не похожий фонд. Нам надо его разбить на такие составляющие, которые можно было бы аппроксимировать — заменить похожими, данные по которым у нас есть. Мы раскладываем каждую корзину на факторы: по странам, по секторам, по роду деятельности — это помогает нам находить различные косвенные индикаторы. Если все сделано правильно, то, когда рынок открывается, мы не видим скачков в справедливой цене ETF.

Это значительная часть работы, которой занимаются наши кванты. То, как мы подходим к этой аппроксимации, — это секретный соус нашей работы. Только он не имеет определенного состава — соус постоянно меняется в зависимости от того, что происходит на рынке. Но это одно из основных наших преимуществ перед другими маркет-мейкерами: мы можем поддерживать цены практически круглые сутки.

Почему работа маркет-мейкера важна для ETF?

Основное отличие ETF с точки зрения торговли этим инструментом — в механизме «подписки и погашения» (creation, redemption). В любой момент любой авторизованный участник рынка может создавать и погашать новые акции ETF, и управляющий этим фондом должен будет докупать или распродавать базовый актив, чтобы сохранить структуру индекса, за которым следует ETF.

Если сразу много людей хочет продать ETF и он начинает торговаться с дисконтом относительно NAV, то есть теоретической справедливой цены, то у маркет-мейкера появляется стимул купить этот ETF на бирже. Мы просто купим все, что торгуется с дисконтом, погасим ETF и заработаем на разнице — и это будет наше вознаграждение за то, что мы вернули цену туда, где она должна быть.

Благодаря этому механизму цена ETF на вторичном рынке не уходит далеко от NAV. Когда вы покупаете ETF на бирже, вы знаете, что купили базового актива на эту же сумму. Например, потратив 1000 долларов на FXGD (золотой фонд), вы приобрели золота на 1000 долларов.

У закрытых фондов (closed-end funds) нет такого механизма подписки и погашения. По сути, они работают как небольшие отдельные компании, которые один раз привлекают средства через продажу своих акций или паев, и после этого ни подписаться, ни погасить эти акции нельзя. Они могут торговаться относительно своей теоретической цены где угодно. У участников рынка меньше (по сравнению с ETF) материального стимула устранить несоответствие между NAV и ценой на рынке.

Какова миссия маркет-мейкера?

Современный частный инвестор получил возможности, которые еще недавно были только у очень богатых людей. Люди могут инвестировать практически любую сумму в сколь угодно широкие индексы. А маркет-мейкер делает это доступным. Мы позволяем любому инвестору в любое время, когда открыта биржа, купить или продать с минимальными издержками любой инструмент. Мы агрегируем все покупки и продажи с рынка и, как авторизованный участник, создаем или погашаем ETF. Если бы простой инвестор захотел сделать это сам, ему бы пришлось оперировать миллионами долларов, что противоречит самой идее ETF. 

Мы берем небольшую плату в виде спреда за то, что оказываем эту услугу рынку. Другие участники рынка сужают свои спреды, чтобы конкурировать с нами. Так что мы снижаем издержки, повышаем конкуренцию и делаем жизнь розничного инвестора намного удобнее. 

Левон Пирузян работает в GHCO (ранее Goldenberg Hehmeyer LLP) с 2013 года. Он пришел в компанию из «Тройки Диалог» заниматься фьючерсным арбитражем, а позже переключился на ETF. В частности, развивал направление спонсируемого маркет-мейкинга, при котором у маркет-мейкера есть какая-то другая заинтересованность выставлять свои котировки, кроме прибыли, которую эта деятельность непосредственно генерирует. Это разные программы поддержки маркет-мейкеров биржами либо компаниями, которые выпускают ETF. Постепенно этот бизнес стал основным в компании, и сейчас она известна в Европе как один из лидирующих по покрытию маркет-мейкеров по ETF. GHCO оказывает маркет-мейкерские услуги по всем классам активов: по акциям, облигациям, commodities, multi-assets и активно управляемым фондам, а недавно компания начала работать с криптоактивами.

Понравился текст? Вот короткая инструкция, как получать еще больше полезных материалов: