«Человек слаб: разум его думает одно, а руки делают другое»

· 5 минуты на чтение
«Человек слаб: разум его думает одно, а руки делают другое»

Продолжаем рассказывать об опыте частных инвесторов. Александр Кияткин был экономическим журналистом, потом создал контент-агентство Ornament Media, в последнее время развивает свой стартап в области искусственного интеллекта и компьютерного видения для ритейла и безопасности DetectoLabs. Александр рассказывает о своем пути в инвестициях: куда деть несколько ненужных биткоинов и почему инвестору не стоит читать про фондовый рынок

Мои провалы

В прошлом я экономический журналист, и с темой финансов у меня особые и непростые отношения. Я вроде как разбираюсь в них лучше среднего, а результат инвестиций долго был куда хуже среднего. Моя первая инвестиция состоялась в 2007 году: я участвовал в IPO банка ВТБ. Это было время, когда у всех росли котировки, — было ощущение, что все богатеют и надо успеть на этот праздник жизни. Инвестиция оказалась совершенно провальной. Я зафиксировал убытки через 6 лет: из вложенных 300 тысяч потерял около 100.

Хуже были только инвестиции в криптовалюты, — если это можно назвать инвестицией. В 2010-м году идея меня зацепила, казалось, что за этим будущее, я установил приложение и начал майнить. Но тогда это была совершенно гиковская смешная штука: помню, в 2010 году за 10 тысяч биткоинов кто-то купил пиццу. Я быстро потерял интерес и забросил эту программку, но она у меня работала в фоновом режиме и продолжала какое-то время майнить. Потом я перестал пользоваться этим компьютером и отдал его в детский дом. На жестком диске локально хранилось несколько «битков». Я даже не помню точно сколько. Но сейчас каждый стоит больше 800 тысяч рублей. Наверняка жесткий диск отформатировали, и эти биткоины уже просто не существуют физически.

Я потом еще чуть-чуть играл с криптоинвестициями, когда купил немного «эфира», — конечно же, на пике. Но в целом я зарекся вкладывать куда-то кроме депозита и на протяжении нескольких лет копил на жилье.

Герцогиня вкладывает в ETF

Занимаясь журналистикой, я насмотрелся на графики движения акций. И на провалы тоже. Но если смотришь на индекс, а не на отдельную акцию, в достаточно большом масштабе, ты видишь, что он растет. И когда я узнал о концепции ETF, подумал: вот оно! — отражение моего опыта и ощущений — вкладываешься в индекс, а не в отдельные акции, и на достаточно долгом горизонте ты точно в плюсе.

Но прошло время, прежде чем я реально стал инвестировать с помощью ETF. Хотя, казалось, сама жизнь меня к этому подталкивает. Помню, однажды на Петербургский экономический форум приехала гостья — герцогиня с очень длинной фамилией и очень большим состоянием. Ее туда привезли, как какой-то лакшери-бренд, задавали совершенно не экономические вопросы, а я спросил: «Скажите, а вы инвестируете? У вас же такое огромное состояние — с ним же что-то нужно делать. У вас наверняка есть какие-то управляющие, как вообще все это устроено?» Она сказала: «Да, у меня есть управляющие, но я, в принципе, вовлечена и предпочитаю вкладывать в ETF». И вот сидит герцогиня в летах, в мехах, с какой-то нездешней осанкой — человек как будто совершенно из других времен — и рассказывает про ETF. Это было очень яркое впечатление.

И вот сидит герцогиня в летах, в мехах, с какой-то нездешней осанкой — человек как будто совершенно из других времен — и рассказывает про ETF. Это было очень яркое впечатление. 

ETF с пеленок

Несколько лет назад я создал вместе с женой контент-агентство Ornament Media: мы делаем контентные проекты, блоги, бренд-медиа, рассылки для разных брендов. Тогда я вплотную столкнулся с ETF, потому что в «Орнаменте» мы начали работать с этим профессионально, писать материалы про индексные фонды.

К этому моменту я был уже морально готов начать в них инвестировать. Хотя началось с моей жены Нади: она с помощью простого автоматизированного сервиса Yammi, где ты проходишь тест и он тебе выбирает портфель, вложила 5 тысяч рублей. Сейчас у нас у всех есть ETF: у меня, у нее и даже у нашего двухлетнего сына Никиты (жена откладывает на этот счет по несколько тысяч рублей каждый месяц).

Самый рискованный портфель

Что касается меня, я воспользовался «Финансовым автопилотом», выбрав там максимальный уровень риска, потому что даже на нем подборка акций совсем не рискованная. У меня два портфеля. Один привязан к индивидуальному инвестиционному счету — он позволяет получить налоговый вычет. Но эта выгода ограничена: вычет не начисляется на сумму свыше 400 тысяч рублей в год и более миллиона в общей сложности. Когда мои инвестиции достигли этого уровня, я открыл другой портфель с тем же составом, который уже не привязан к ИИС, и складываю деньги там. ИИС все-таки ограничивает в том смысле, что лучше не снимать деньги раньше, чем через 3 года.

Оба портфеля в долларах, в старом доходность с начала инвестирования — 17%, в другом, который поновее, — 18%. Такая странность, потому что в новый портфель я докладывал деньги во время пандемии и весеннего провала на фондовом рынке. После этого он сильно подрос.

Что касается состава, то большая часть моего портфеля — это FinEx Global Equity, более точный тикет — FXWO. Там акции компаний США, Германии, Японии, Великобритании, Китая, Австралии и России. Более 500 компаний: IT, телеком, финансовый сектор, еще здравоохранение. Состав фонда периодически меняется, чтобы адаптироваться под ситуацию на рынках. Я вижу, что сейчас уже 8,5% фонда составляют акции компаний в сфере здравоохранения, которые, конечно же, растут в последние месяцы.

Простые правила

В инвестициях действуют предельно простые правила: рынок может проседать и может расти; на дистанции он растет, а когда проседает, не надо дергаться. Для неквалифицированных инвесторов — а я считаю себя неквалифицированным инвестором — эти правила оптимальны и в целом достаточны.

Да, когда я покупал «эфир», я понимал эти правила, но человек слаб: разум его думает одно, а руки делают другое. Если такое случилось, не нужно себя ругать, просто знай, что в следующий раз постараешься быть более хладнокровным. В какой-то момент я успокоился и сказал себе: «Я положу деньги туда, где они будут следовать за фондовым индексом, и положу их надолго». В этот момент у меня стало с инвестициями все хорошо.

Я положу деньги туда, где они будут следовать за фондовым индексом, и положу их надолго. В этот момент у меня стало с инвестициями все хорошо. 

Чему может научить пассивное инвестирование?

Только дзену, потому что дзен себя оправдывает. То, что произошло с фондовым рынком в последние месяцы, — блестящее подтверждение: экономика не в порядке до сих пор, но я вижу, как кривые фондовых индексов упали, а потом поднялись. И поднимутся еще.

Времени на инвестиции я трачу примерно ноль: раз в неделю захожу посмотреть, что происходит с моими портфелями, иногда захожу доложить туда денег, это несколько минут в месяц. Я вкладываю с зарплаты и дивидендов от бизнеса, за два года получилось около 15—20% от моего дохода.

Наверное, инвестиции никогда не будут моим основным источником дохода, кроме того момента, когда я решу окончательно уйти на пенсию. Я надеюсь, что этот момент очень далек.

Не читайте про фондовые индексы

Это скучно звучит, но лучше почитать про макроэкономику: почему экономика растет, что происходит, когда она падает. Фондовый рынок — это пульс экономики. Пульс может иногда зашкаливать, может быть спокойным, но даже если он подскочил в два раза, это не значит, что ты сейчас умрешь. Полезно читать экономическую прессу, но сводки и прогнозы фондовых индексов лучше обходить стороной. Я однажды своими ушами слышал, как аналитик фондового рынка сказал: «Есть шансы, что котировки на этих новостях вырастут, хотя некоторые считают, что могут и упасть. Но велика вероятность, что новости никак не повлияют на рынок». Примерно все разговоры про фондовый рынок сводятся к этому. Поэтому я стараюсь дистанцироваться от них. Мне интереснее разговоры про экономику, про то, как этот большой организм живет, а не про то, какой у него прямо сейчас пульс.