Максим, 37 лет: как я инвестирую больше 70% своего дохода

· 5 минуты на чтение
Максим, 37 лет: как я инвестирую больше 70% своего дохода

Журналист Максим Глазков начал инвестировать в 2016 году после интервью с пенсионеркой — частным инвестором. С тех пор он завел пять брокерских счетов, купил квартиру в Москве и мечтает о жилье в Ницце. Мы узнали у Максима, почему он начал покупать ETF, как ему удается инвестировать 70% от своего дохода и зарабатывать в среднем 20,1% годовых.

Моя первая зарплата была вдвое больше, чем у родителей

Я родился и вырос в Орехово-Зуеве. Мама работала продавцом, отец — слесарем-инструментальщиком на заводе. Мы жили очень бедно, постоянно были долги за коммунальные услуги, поэтому ценность денег я осознал рано. Когда в детстве родственники дарили мне на праздники деньги, я ничего не покупал — сразу откладывал. Понимание, что я могу в любой момент потратить их на шоколадку или велосипед, добавляло спокойствия.

В 2004 году, на втором курсе института, мне предложили возглавить городскую газету. Там я получил свою первую серьезную зарплату — 10 тысяч рублей, в два раза больше, чем зарабатывали родители. Но отношение к деньгам не изменилось: тратил их в основном только на еду, транспорт и какие-то мелочи. У меня всегда оставалось порядка 70% от заработанного, и я, как в детстве, продолжал копить. Как только в конверте набралось 70 тысяч рублей, я положил эти деньги в банк под 25% годовых — тогда еще были очень хорошие условия по вкладам.

Особой цели у меня не было. Квартира в Орехово-Зуеве стоила 2,5–3 млн рублей, со своей зарплатой я даже не мечтал на нее накопить. Мне просто надо было знать, что у меня есть подушка безопасности.

Инвестировать начал после интервью с пенсионеркой, которая живет на дивиденды

Депозитная стратегия растянулась на 10 с лишним лет. Только в 2016 году я задумался об акциях. К этому меня подтолкнуло интервью с Ларисой Морозовой — пенсионеркой и частным инвестором, которая в свои 60 с небольшим лет зарабатывает на дивидендах. Помню, после разговора с ней подумал: «Я же могу зарабатывать в два раза больше!» Действительно: дивидендная доходность у большинства компаний тогда была 25–30%, а ставки по вкладам снизились — в лучшем случае можно было получить 15%. 

Так я решил открыть брокерский счет в Сбербанке. Это было ужасно сложно: договор оформляли только в двух офисах банка, а потом нужно было снова приехать, чтобы получить карточку с кодами для подтверждения операций в QUIK. Я выделил себе 10 тысяч рублей на первые эксперименты и вложил деньги в акции Сбербанка. Это случилось сразу после выплаты дивидендов, поэтому акции компании упали, и за нескольких месяцев я потерял 20% — убыток казался огромным! Как только Сбербанк вернулся к прежним показателям, я продал акции и решил искать другие варианты вложения денег — более надежные и предсказуемые.

Я начал изучать рынок и обнаружил ETF от FinEx. Мне понравился фонд FXIT: его акции росли больше, чем остальные. Тогда они стоили около 2,5 тысячи рублей за пай. С каждой зарплаты я покупал их через свой брокерский счет на несколько тысяч рублей. 

На тот момент я уже слышал про индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), с которого можно получать налоговый вычет. Однако сначала относился к нему скептически. Его же надо держать три года, а за это время всякое может случиться. Но спустя год я понял, что ИИС дает дополнительные 13% к общему доходу — глупо упускать такую возможность. Тогда я завел еще один брокерский счет в «Открытии» и открыл ИИС. 

Изначально думал, что буду держать его пустым, через три года пополню на 400 тысяч рублей, верну 52 тысячи рублей от налоговой и закрою счет. Но вскоре понял, что лучше получить налоговый вычет не один раз, а минимум три. Поэтому решил каждый год пополнять ИИС на 400 тысяч рублей и покупать на него акции надежных компаний и ETF.

За последние четыре года доходность моего портфеля составила 108%

Сегодня у меня есть четыре брокерских счета в «Открытии», за последние четыре года их доходность составила 108% — это в среднем 20,1% годовых (с учетом сложного процента). Также я открыл брокерский счет у иностранного брокера.

Деньги между активами распределены так:

  • FXUS — 2,247 млн рублей, 
  • FXIT — 1,211 млн рублей,
  • FXRB — 167 тысяч рублей, 
  • FXCN — 84 тысячи рублей, 
  • FXGD — 51 тысяча рублей, 
  • FXIM — 43 тысячи рублей. 

Еще я инвестировал 11 тысяч долларов в Vanguard S&P 500 и купил акции «Северстали» на 533 тысячи рублей, «Россетей» — на 270 тысяч и «Сургутнефтегаза» — на 524 тысячи.

В основном портфеле, который рассчитан на долгосрочные инвестиции, уже накопилось больше 3 млн рублей. Сюда я покупаю акции, которые приносят дивиденды, и прибыльные ETF — на IT и золото. 

На ИИС накопилось 2,3 млн рублей: на него я покупаю примерно те же активы на 400 тысяч рублей каждый год. Еще один счет нужен мне как квалифицированному инвестору для выхода на зарубежные площадки. Наконец, у меня есть брокерский счет для коротких сделок — на нем больше 500 тысяч рублей.

Я уже достиг инвестиционного дзена

Сначала меня долго тревожили колебания на рынке: я залезал на брокерский счет несколько раз в день, а это здорово бьет по нервной системе. Помогла книга Бенджамина Грэма «Разумный инвестор». Он пишет примерно так: «Представьте, что в 13:27 вы выставили на продажу свой дом за 100 тысяч долларов. Вы же не начнете смотреть, насколько изменилась стоимость домов у ваших конкурентов, спустя всего три минуты? К инвестициям надо относиться так же — как к большому монолиту. Нужно стараться заходить в приложение не чаще раза в день — и то, если вы хотите что-то купить».

Теперь я уже достиг инвестиционного дзена, когда падения воспринимаются как возможность докупить ценные бумаги по сниженной цене. Свои деньги я в любом случае не потеряю — они уже выросли в два раза. Ну и, конечно, большую роль играет выбор правильного актива: главный плюс ETF для меня — диверсификация. Они хорошо сбалансированы, и даже если будет кризис, они упадут не так сильно, как отдельные бумаги. 

У меня нет айфона и кроссовок дороже 3 тысяч рублей

Благодаря инвестициям мы с супругой смогли купить квартиру в Москве, сейчас появилась новая цель — приобрести другую, которая почти в два раза дороже нынешней. Также я хочу накопить на пенсию, а еще у меня есть мечта: заработать несколько миллионов долларов и купить небольшую квартиру в Ницце или в Майами. Этот план заставляет меня постоянно думать о деньгах, способах их экономии и инвестирования. И много учиться. Я регулярно читаю Investing.com, подписан на тематические телеграм-каналы: MarketTwits, Finam Alert, «Сам себе финансист», «Инвестиции шаг за шагом», Intelligent investments. 

Я вкладываю в фондовый рынок больше 70% своего дохода, остальное наша семья тратит на еду, коммунальные услуги и одежду. Я часто путешествую за границу и по России, но при этом у меня нет айфона, а кроссовки стоят не больше 3 тысяч рублей. Я никогда не был сторонником больших трат, и эта установка не изменилась: что покупал всегда в «Ашане» или «Перекрестке», то и покупаю. Экономлю на всем, но не в ущерб здоровью. 

Моя супруга меня поддерживает: она тоже открыла брокерский счет и ИИС, который мы пополняем на 400 тысяч рублей каждый год. Правда, пока ценные бумаги за жену покупаю я — она просто отслеживает, что происходит на рынке. А на работе во время обеда ко мне постоянно подсаживаются коллеги: спрашивают, какие акции стоит покупать, как выбрать брокера и сэкономить на комиссиях. 

Вообще многие люди, с которыми я общаюсь, грызут локти из-за того, что не начали инвестировать раньше. Я тоже. Поэтому новичкам советую думать о будущем уже сегодня. Также важно экономить, а сэкономленные деньги инвестировать, чтобы получать с них максимальный доход.

Я знаю: деньги, может, и не приносят радости, но дают спокойствие. Для меня большая сумма на счете — эквивалент спокойствия. Чем больше денег, тем увереннее я могу планировать свою жизнь.

Что еще почитать:

Сергей, 21: «В старости буду лежать в гамаке на пляже и смотреть на растущий брокерский счет»

Почему «дивидендные стратегии» — одно из самых больших заблуждений в инвестировании

Ирина, 61 год: «Хотелось сидеть на пенсии и нюхать цветочки, но на это нужны были деньги»