Отказ от покупок: как принципы антипотребления и дарономики помогут вашему бюджету

· 4 минуты на чтение
Отказ от покупок: как принципы антипотребления и дарономики помогут вашему бюджету

Осень — время масштабных распродаж и колоссальных расходов на покупки. В прошлом году в День холостяка на AliExpress россияне потратили 19,3 млрд рублей, в онлайн-магазинах в Черную пятницу — почти 23 млрд рублей. О том, как не попасться на хитрые уловки маркетологов, FinEx уже рассказывал. Сегодня поговорим о более радикальном методе сокращения трат — отказе от покупок в пользу подарков.

Фокус на отношениях и социальном капитале

Вещи не обязательно покупать: их можно получить в подарок. По этому принципу построена экономика дарения (gift economy), или, как ее называют, дарономика.

Дарономика — такая модель взаимодействия в сообществе, при которой люди бесплатно отдают другим ценные вещи или безвозмездно оказывают какие-то услуги. Главное отличие от рыночной экономики в том, что с денег фокус смещается на отношения и бескорыстную помощь друг другу. 

Простой пример: человек переезжает на новую съемную квартиру, но не хочет тратить деньги на грузчиков. Он делит все свои вещи на те, что берет с собой, и те, которые ему больше не пригодятся — от салфеток и столовых приборов до вполне ценных, вроде пылесоса или телевизора. Потом зовет друзей помочь собрать вещи в коробки и перевезти их. Бонус — они могут забрать все, что им пригодится, из «ненужной» стопки, а потом отпраздновать переезд пиццей, которой новосел угостит всех в благодарность за помощь. 

В следующий раз, когда нужно будет, скажем, помочь покрасить стены в квартире одного из приятелей, он тоже откликнется на призыв — так работает дарономика.

Своперы, фриганы и «ничегонепокупатели» 

Принципы дарономики лежат в основе движения антипотребления (anti-consumerism). Оно зародилось на Западе несколько десятков лет назад и даже развилось в отдельные субкультуры.

  • Своперы не покупают одежду, а обмениваются ею на специальных вечеринках (свопах) дома или в барах.
  • Фриганы не покупают продукты: находят еду с помощью фудшеринга (люди делятся с другими тем, что не могут съесть сами) и дампстер-дайвинга («ныряние в мусорные баки»). У фриганов даже есть своя википедия TrashWiki с отмеченными в разных странах точками поиска продуктов.
  • Раббиш-вотчеры, или смотрители помоек, занимаются поиском ценностей на свалках. В России, например, большим спросом пользуется раритетная посуда или советская мебель, которую активисты реставрируют.

Есть и масштабные движения против избыточного потребления. С начала 1990-х годов в Канаде, затем США, Великобритании и других странах одновременно с Черной пятницей начали праздновать Buy Nothing Day. В этот день тысячи людей на 24 часа полностью отказываются от шоппинга: так они протестуют против маркетинговых уловок и покупки ненужных вещей. 

Из идей Buy Nothing Day даже возник отдельный проект — Buy Nothing Project. Он объединяет энтузиастов, которые создают в своих городах интернет-сообщества для обмена вещами. В 2020 году, на фоне пандемии, социальной изоляции и безработицы, популярность проекта резко выросла. Издание Fortune рассказывает, что с марта 2020 года по январь 2021-го к соцсетям Buy Nothing Project присоединилось 1,5 млн человек. Сейчас их сообщество насчитывает 4,25 млн участников, а его локальные группы есть в 44 странах. 

Похожим на Buy Nothing образом устроены глобальная социальная сеть Freecycle и проект Lokali. В нашей стране популярны сообщества «Отдам даром»: дарители публикуют объявления на сайте «Из рук в руки» и на Avito (найти их помогут запросы «отдам даром» и «отдам бесплатно»), в LiveJournal, «ВКонтакте» и других социальных сетях. В них нет никакой централизации: активисты самоорганизуются, создают локальные группы (дом, район, город) и отдают сотни вещей в день тем, кто в них нуждается. 

В духе дарономики работает и один из самых известных в мире музыкальных фестивалей Burning Man. Здесь люди обмениваются символическими подарками и полезными вещами, бесплатно угощают друг друга едой и напитками. Все декорации и зоны развлечений создаются силами самих участников. А вот деньги не в ходу: купить на фестивале нельзя ничего, кроме льда и кофе.

Почему люди участвуют в таких движениях

Во-первых, это возможность неплохо сэкономить на покупках — для тех, кто берет вещи в дар. В пандемию, когда многие потеряли работу или существенную часть дохода, это стало особенно актуально.

Кроме того, как и в случаях с сортировкой мусора, покупкой вещей в секондах и инициативами вроде «подвешенного кофе», работают и моральные факторы: люди пытаются придерживаться принципов разумного потребления и отказаться от товарного фетишизма. Тем, кто отдает свои вещи, важно не только освободить пространство дома: они ценят социальные связи, хотят помогать другим, заботятся об окружающей среде и стремятся более рационально использовать ресурсы. 

Интересно, что против чрезмерного потребления постепенно начинают выступать и бренды. Например, компания Deciem, производитель косметики The Ordinary, полностью останавливает продажи в Черную пятницу. А обувной бренд Allbirds, напротив, не снижает цены в этот день, а повышает их, чтобы обратить внимание клиентов на проблему культа вещей.

Дарономика на пользу бюджету

Buy Nothing — совсем не радикальное движение, возможно, именно это и сделало его таким популярным. Оно не связано с жесткой экономией или с тотальным отказом от покупок, но помогает пересмотреть свои отношения с потреблением, по-новому взглянуть на вещи и хотя бы немного снизить расходы. Готовы попробовать? Пройдитесь по нашему чек-листу, основанному на принципах дарономики:

  • Подумайте, какие вещи вам действительно важно купить новыми, а какие вы готовы взять подержанными бесплатно. Используйте этот критерий при планировании покупок, чтобы сократить расходы, а сэкономленные деньги инвестируйте. Иногда нужно всего 199 рублей, чтобы наконец стать инвестором.
  • Оцените, что вы покупаете для одноразового использования: праздничные колпаки для вечеринки на день рождения, мольберт для пробного занятия по рисованию или палатку для спонтанного выезда с друзьями на природу. Подпишитесь на группы «Отдам даром», Rubbish Watchers или похожий проект в своем городе — возможно, там вы сможете найти эти вещи абсолютно бесплатно.
  • Посмотрите, какие предметы в квартире вы давно хотели выбросить, и выставите эти находки в группе. Вы удивитесь, скольким они нужны. Да, денег вы не заработаете, но укрепите социальные связи — они наверняка еще пригодятся.

Что еще почитать

Как не разориться в Черную пятницу?
Как ставить финансовые цели: 4 простых шага
Инфляция образа жизни: почему денег не хватает, сколько бы вы ни получали?