США с Китаем продолжат борьбу нанайских мальчиков, но это не помешает вам обыграть обоих

· 2 минуты на чтение
США с Китаем продолжат борьбу нанайских мальчиков, но это не помешает вам обыграть обоих

Как скандал с Enron связан с геополитикой? Законодательные залпы прохладной войны между мировыми державами не мешают инвесторам радоваться росту капитала в #FXUS и #FXCN.

20 мая 2020 года прошли сенатские дебаты вокруг законопроекта Holding Foreign Companies Accountable Act, который должен усилить контроль над иностранными компаниями с биржевым листингом в США. Это история тянется 11 лет, и вот теперь принятие Сенатом 8-страничного билля призвано уравнять обязанности американских и китайских компаний. Законопроект направлен на рассмотрение в Конгресс.

Законодательство Штатов требует, чтобы при биржевом листинге акций аудиторская проверка отчетности была выполнена аккредитованной в США аудиторской компанией. Затем отчет должен быть направлен в SEC (Securities and Exchange Commission). Аудитор должен быть аккредитован НКО Public Company Accounting Oversight Board (PCAOB), имеющей среди прочего право на проведение инспекций. Казалось бы, разумная мера, защищающая финансовый рынок от мошенников. Она была введена в 2002 году законом Сарбейнса-Оксли в ответ на скандалы вокруг Enron и Worldcom, и затем доработана после кризиса с принятием закона Додда-Франка.

Однако в вопросе аудита американские законы входят в противоречие с китайскими: последние запрещают осуществлять аудит «некитайским» аудиторам и препятствуют передаче аудиторских отчетов иностранцам. Другими словами, обычная риторика про суверенитет и государственные интересы, которой полным-полно в обоих углах геополитического ринга. Кстати, еще одно требование, на которое обращали внимание СМИ: компания должна доказать, что не контролируется иностранным государством.

Кстати, ситуация с китайскими компаниями не уникальна: схожим образом обстоят дела с доступом американских проверяющих во Франции и Бельгии (а ранее — в Швейцарии и Великобритании). Однако в европейских странах у PCAOB больше надежд на возобновление контроля — дело там не в законах, а в необходимости продлевать действие соглашений между PCAOB и местными властями.

Рынок китайских компаний, листингованных в США, — около 1 трлн долларов, 8 млрд — ежедневный оборот, по данным Goldman Sachs. Так что законодатели вынуждены быть крайне осторожны, ведь акции китайских компаний-лидеров с американским листингом находятся в портфелях множества институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды. Любые ограничения для тех, кто откажется выполнять американские правила, наступят не раньше, чем через 3 года. Это достаточно долгий срок, за который обе стороны смогут сделать шаги навстречу друг другу и перейти к снижению уровня эскалации. В этом случае закон сыграет роль «дубинки», которой не придется вступать в дело. Китайская сторона пока клеймит закон как политический (это справедливо), американские управляющие дружно поддерживают своих парламентариев.

На индексные фонды этапы принятия закона существенного воздействия на окажут. Если какие-либо компании не будут подходить под критерии включения в индексы, индекс-провайдеры будут учитывать это при ребалансировках индекса. К примеру, и Solactive, и MSCI в ряде случаев смогут заместить бумаги с американским листингом на аналогичные с обращением в Гонконге. Впрочем, это может и не понадобиться: и Alibaba, и Baidu пообещали, что смогут соответствовать требованиям закона. Стоит заметить, что рынок обычно активно реагирует на объявления, связанные с деятельностью PCAOB, просто потому, что все связанное с достоверностью отчетности, — важно! Четкое и правдивое раскрытие информации, а также неотвратимость наказания за предоставление ложной информации — здоровая основа функционирования рыночной экономики и финансовых рынков.