Таблетки для мозга и игра с законом: 5 голливудских киноляпов об инвестировании

· 4 минуты на чтение
Таблетки для мозга и игра с законом: 5 голливудских киноляпов об инвестировании

Ошибки в фильмах — не редкость: чего стоит хотя бы забытый стаканчик «Старбакс» в «Игре престолов», увековеченный в мемах. Но киноляпы о работе фондового рынка не такие безобидные: они запросто могут ввести начинающего инвестора в заблуждение. Для фанатов большого кино и больших финансов FinEх собрал пять самых показательных иллюзий из известных блокбастеров.

Иллюзия № 1: Все решения на бирже принимают люди, а компьютеры лишь делают работу удобнее

Где можно увидеть: «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (The Dark Knight Rises), 2012 год

Перед тем, как главный злодей фильма Бейн (Том Харди) врывается на биржу Готэма, мы видим небольшую сцену. Двум трейдерам начищают ботинки, и один говорит другому: «Ну что, пойдем скальпировать?» (в русском дубляже эта фраза звучит проще: «Ну что, пойдем спекулировать?»). 

Мы не знаем, как устроен фондовый рынок Готэма, но, судя по всему, он ничем не отличается от привычного нам. А в нашей реальности за скальпинг, то есть быстрые сделки «внутри дня» при достижении небольшой прибыли, в 80% случаев отвечают машины. И если в конце XX века на них уходило несколько минут, то сейчас — доли секунды. 

С такой скоростью во всей вселенной DC Comics мог двигаться разве что Флэш, но его в «Темном рыцаре» нет. А пара трейдеров на супергероев явно не тянет, так что вряд ли бы им поручили скальпинговые сделки. Кстати, если интересуетесь этой темой, рекомендуем книгу Flash Boys Майкла Льюиса.

Иллюзия № 2: Инвесторы точно могут предсказывать рост и падение цен на активы просто «анализируя графики»

Где можно увидеть: «Социальная сеть» (The Social Network), 2010 год

В начале фильма Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг) рассказывает девушке о своем друге Эдуардо: за одно лето тому удалось заработать 300 тыс. долларов на нефтяных фьючерсах  только благодаря увлечению метеорологией. Звучит нереалистично, правда? Переводчикам эта сумма тоже показалась слишком большой, поэтому в русской озвучке Эдуардо заработал всего 3 тыс. долларов. Но как? 

«Предсказывая погоду, можно предсказать цены на нефть», — заявляет герой Айзенберга. И это не просто эффектная фраза: погода действительно влияет на фондовый рынок. К примеру, из-за урагана Катрина в 2005 году была приостановлена нефтедобыча в Мексиканском заливе, из-за чего цена на нефть марки Brent показала рост на 10%. Однако заявление Цукерберга — все же преувеличение. Не нужно быть гуру метеорологии, чтобы предсказать, что летом будет жарко, а значит, потребуется меньше топлива для обогрева домов и предприятий. Этот фактор пониженного спроса заранее закладывается в стоимость нефти. Другое дело — глобальные изменения в климате. Но предсказать их сегодня (как и в 2003 году, когда разворачивалось действие фильма) очень сложно: нужно учитывать слишком много переменных, от солнечной активности до парниковых газов. 

Так что огромный доход Эдуардо — скорее чистая удача и результат рискованной игры с «плечами», чем метеорологический лайфхак. А ценная информация, на самом деле нужная инвестору, обычно находится в открытом доступе — ее просто нужно кропотливо собирать: в блогахподкастах и хороших книгах.

Иллюзия № 3: Чтобы добиться успеха в инвестировании, нужно обладать невероятным интеллектом.

Где можно увидеть: «Области тьмы» (Limitless), 2011 год

Благодаря чудесным таблеткам NZT, которые ускоряют работу мозга, главный герой Эдди Морра (Брэдли Купер) радикально меняет свою жизнь. Еще бы, если мозг работает в два раза быстрее, почему бы не заработать в два раза больше? Герой Купера занимает 100 тыс. долларов у русского гангстера и, освоив технику спекуляций на бирже, за 10 дней превращает эту сумму в 2 млн долларов. 

В реальности скорость мозга вряд ли поможет сказочно разбогатеть. Лучше запастись невероятной удачей, которая, правда, в любой момент может отвернуться. 

Помогут ли в этом какие-то таблетки? Разве что успокоительные: ведь именно терпение, хладнокровность и долгосрочная стратегия инвестирования могут привести к успеху, даже если начать работу на фондовом рынке с очень маленькой суммы.

Иллюзия № 4: Нельзя заработать большие деньги на бирже, ни разу не нарушив закон

Где можно увидеть: «Уолл-стрит: деньги не спят» (Wall Street: Money Never Sleeps), 2010 год

Чтобы создать притягательный и опасный образ трейдера, голливудские сценаристы нередко изображают их любителями риска. Пойти против закона для них так же легко, как съесть омлет на завтрак. Последствия? Да кто о них думает! 

В продолжении культовой ленты «Уолл-стрит» Уолтер Гекко (Майкл Дуглас), после отбывания срока в тюрьме за инсайдерские сделки, сразу после освобождения возвращается к игре на фондовом рынке. И даже основывает крайне успешную инвестиционную компанию в Лондоне. 

В реальной жизни после тюремного срока Гекко присвоили бы экстремально низкий рейтинг доверия. С ним бы просто никто не работал. И самым разумным для него было бы не проворачивать сомнительные сделки, а вести себя тише воды, ниже травы. Один звонок от недоброжелателя — и власти моментально обнаружили бы махинацию и снова отправили Гекко в тюрьму. Современный фондовый рынок сильно бюрократизирован и максимально ориентирован на то, чтобы оставаться в рамках закона: это точно не финансовая пирамида.

Иллюзия № 5: Топ-менеджеры инвестиционных компаний могут позволить себе расслабиться

Где можно увидеть: «Предел риска» (Margin Call), 2011 год

Во многих аспектах инвестиционного фактчекинга этот фильм, номинированный на «Оскар» за лучший сценарий, считается образцовым. Но даже тут не обошлось без киноляпов. 

Так, глава инвестиционного банка Джон Талд (Джереми Айронс) показан беспечным миллионером, который не особенно вникает, что происходит в его компании. Во время одного из разбора полетов Талд даже произносит с обворожительной улыбкой: «Можете мне объяснить, что происходит? И прошу, говорите со мной, как с мальчишкой или лабрадором. Большой успех не является признаком большого ума». В оригинале последняя фраза звучит еще разоблачительнее: «Я занял эту должность не благодаря большому уму». 

Что ж, с точки зрения драматургии это выглядит эффектно, но действительности не соответствует. Как правило, CEO больших компаний работают не меньше, а то и больше рядовых сотрудников. Их рабочая рутина — от 50 до 70 часов в неделю: чтение писем, изучение отчетов, бизнес-звонки. Именно ум, а еще рассудительность и спокойствие помогают топ-менеджерам занимать высокие должности и зарабатывать большие деньги на фондовом рынке. Впрочем, как и непрофессиональным инвесторам.

Увы, Голливуд несовершенен. Но ведь и ценим мы «Фабрику грез» не за правду: сложно представить, каким скучным был бы фильм, полностью соответствующий реальности! Так что в кинотеатры стоит идти только за впечатлениями, но никак не за знаниями об инвестициях — о них позаботится FinEx :)